24 июля 2019
Осваивая основы, секреты и премудрости работы учителя

Серию ознакомительных обзоров «ПО ЭТАЖАМ ИММ» завершает отделение педагогического образования. Заведующий отделением доцент Фархать Шаукатович Зарипов рассказал, как готовят будущие педагогические кадры.

Студенты-педагоги практически ежедневно встречаются с людьми, которых связывают интерес и любовь к миру математики. Это ныне действующий профессорско-преподавательский состав 3-х кафедр, представляющих педагогическое отделение ИММ, и, конечно же, сами будущие учителя математики, информатики и английского языка. Пребывание в дружественной атмосфере постоянного саморазвития и взаимного обучения является одним из главных преимуществ данного направления. И даже тот факт, что процесс получения педагогом статуса «бакалавр» длится на год больше «положенных» четырех лет, абсолютно не смущает наших студентов. Ведь наградой за долгий путь становится диплом, позволяющий преподавать целых два предмета (математика и информатика / математика и английский язык). 

Начиная с первых курсов обучающиеся получают достойную математическую базу. В зависимости от специализации список курсов дополняется дисциплинами, связанными с информатикой и компьютерными технологиями или английским языком. Задачи нового поколения ФГОС выявляют необходимость внедрения таких понятий как метапредметность, межпредметность. Это позволяет готовить универсальных педагогических кадров, обладающих способностью мотивировать учащихся к изучению предмета, а также повышать их познавательный интерес, демонстрируя возможные пути применения приобретаемых математических знаний в смежных дисциплинах и других науках.

Третий год учебы открывает страницу активной методической подготовки. Студенты разрабатывают сценарии собственных занятий, поочередно реализуя их внутри группы. Совместное участие в каждом занятии, моделирование различных педагогических ситуаций и последующее обсуждение создают атмосферу творчества, генерации новых идей, а также формируют конструктивное и критическое мышление. В это же время ребята начинают посещать общеобразовательные учебные заведения Казани и других городов и районов республики Татарстан. Для практикантов создаются достойные условия деятельности, в рамках которых опытные педагоги-наставники помогают адаптироваться в особенном мире под названием Школа, имеющем свои правила, законы и традиции. Это место, где каждый может проявить себя. И студенты воочию убеждаются в этом.  Ведь там, где по утрам проходит энергичная зарядка, школьный звонок заливается необычной мелодией, есть собственные радиорубка или типография, а музыкальные инструменты находятся даже в столовой, и учащимся, и учителям хочется развиваться еще больше.

В течение всего периода обучения студенты педагогического отделения получают множество возможностей для повышения своего профессионального уровня. Это и участие в работе Международных конференций («Математическое образование в школе и вузе» MATHEDU, «Информационные технологии в образовании и науке» (ИТОН)), ежегодного Республиканского семинара учителей математики, лекции-пресс-конференции по методике обучения математике «Современный школьный учебник геометрии», Конкурса краеведческих задач для школьников (студенты старших курсов в качестве экспертов), конкурса на лучшую студенческую работу «Лобачевский и XXI век», и посещение открытых лекций, круглых столов, мастер-классов ведущих преподавателей России и зарубежья.

Математики-педагоги и сами предлагают новые формы профориентационной работы. Так, в 2017 году, в год Н.И. Лобачевского в КФУ, ими был представлен историко-математический спектакль «Мифы о Н.И. Лобачевском», подготовленный на двуязычном варианте (русском и татарском) под руководством профессора Л.Р. Шакировой и доцента Е.Р. Садыковой. Просветительское театрализованное представление увидели также учащиеся нескольких школах г. Казани и Зеленодольска, которые пришли в восторг от увиденного. 

Кроме того, приятным бонусом для пытливых умов является наличие полноценного доступа к популярным электронным библиотечным системам. Неудивительно, что по завершении вуза большинство выпускников отделения вполне осознанно отправляются работать по профессии, становятся успешными преподавателями школ, гимназий, лицеев.  

Быть учителем – величайший труд. Работу в школе можно сравнить с занятиями спортом: требуется ежедневная работа над собой, своими знаниями, поведением, внешним видом. Необходимо обладать эмоциональной силой и мужеством. Это далеко не секрет, но после периодического погружения в педагогическую среду студенты начинают осознавать истинный масштаб этих слов. Как бы то ни было, все они находятся «в одной лодке», осваивая основы, секреты и премудрости работы учителя.

Источник информации: Ильмир Валеев