05 июля 2019
Наука будущего

Во вступительном слове к книге «Великий Октябрь. 70 лет. Научно-технический и социальный прогресс» (1987) Президент АН СССР академик Г.И. Марчук указал следующие направления развития отечественной науки.

 

«Поскольку для обеспечения требуемого ускорения научно-технического прогресса необходим высокий уровень фундаментальных исследований, перед Академией наук СССР поставлена ответственная задача: занять лидирующее положение в мировой науке по важнейшим приоритетным научным направлениям...

Перестройка деятельности Академии наук СССР имеет целью переход на интенсивный путь развития науки, резкое повышение темпов и результативности исследований, усиление интеграции науки и производства. Ведущая роль и ответственные задачи, возложенные на Академию наук СССР, определили и первоочередной характер осуществленных в академии мероприятий по перестройке. Она проводится по четырем основным направлениям.

Первое из этих направлений – совершенствование перспективного планирования научных исследований и практической реализации достижений науки...

Второе основное направление перестройки – совершенствование управления наукой. В Академии наук СССР проведена большая работа по устранению излишней централизации управления, по расширению полномочий и прав отделений и институтов АН СССР...

Третье направление перестройки – коренное улучшение координации научных исследований в системе академической, вузовской и отраслевой науки...

И, наконец, четвертым направлением перестройки в Академии наук СССР является совершенствование кадровой политики. Оно включает прежде всего интенсивное обновление кадрового состава научных учреждений, выдвижение творческих научных работников, гармоничное сочетание опыта ученых старшего поколения с творческой энергией научной молодежи, объективную оценку результатов научной деятельности и соответствующее поощрение работников...

Перестройка в науке осуществляется на основе углубления демократизации всей научной жизни, расширения гласности, с одной стороны, и перехода научных учреждений на новые условия работы, повышения их финансово-экономической самостоятельности – с другой.

Демократия в науке предполагает широкое обсуждение и сравнение получаемых результатов, творческое соревнование разных идей, научных программ, научных школ. Она призвана обеспечить талантливой молодежи возможность для проявления дарований, усилить связь науки с развитием общества».   

 

Как актуально!

Поэтому в этом, заключительном репортаже из Академгородка не будет фамилий, названий и направлений. Будут только лица. Лица российской науки. Вглядитесь в них. Кто-то из этих людей определит лицо науки ближайших десяти, двадцати, а то и пятидесяти лет!..

Когда-то Гурий Иванович Марчук написал книгу «Молодым о науке». Теперь молодые пишут свою книгу. «Молодые – науке»!

 

Источник информации: Лапин А.В., Казанцев А.В., кафедра математической статистики