01 июля 2019
Заочная магистратура для лингвистов: да или нет? Мнение молодых учителей

С 1 по 21 июня 2019 года в Высшей школе иностранных языков и перевода прошла вторая заочная сессия для студентов-лингвистов, обучающихся по магистерской программе "Теория и методика преподавания иностранных языков и культур". Закончился первый курс. В течение первого академического года студентами-магистрами были освоены 14 дисциплин, что доказывает, что обучение в заочной магистратуре по направлению «Лингвистика» не только возможно и удобно, но и эффективно. Очевидно, что заочная форма обучения в первую очередь ориентирована на выпускников бакалавриата, которые уже успешно преподают иностранные языки в лингвистических центрах и средних общеобразовательных школах Татарстана и других регионов РФ. По результатам опроса 80% магистрантов заочного отделения являются преподавателями различных образовательных учреждений РФ. Для чего нужна молодым педагогам магистерская программа? Оправдались ли их ожидания и каковы впечатления от первой сессии?

Алина Киямова, преподаватель АЯ: По завершении первого курса в магистратуре могу сделать вывод, что он прошел очень насыщенно, и думаю, эффективно. Мне понравился профессионализм многих преподавателей, серьезный подход к обучению и высокий уровень знаний, которые нам давали. Очень понравилось то, что по английскому и французскому языкам заранее были даны материалы для изучения и выполнения заданий. В связи с этим эти предметы давались легче к изучению, потому что была уже база для работы с выполненным материалом.

Теплый коллектив и высокий профессионализм преподавателей зарядил меня энергией на дальнейшее плодотворное обучение и преподавание.

Применяя те новые знания, методики преподавания, которые мы изучили в ходе первого курса, можно коренным образом перевернуть учебный процесс на своих уроках, сделать их более эффективными и интересными, правильно организовать класс и замотивировать своих учеников на получение знаний и стремление к новым достижениям.

Алексеева Анастасия, выпускница бакалавриата «Лингвистики»:

От учебы у меня остались только положительные впечатления, много интересных и полезных предметов, ориентированность на преподавание на каждом занятии, что не может не радовать. Единственный нюанс, который хотелось бы отметить - не все домашние задания были высланы заранее, поэтому моментами было очень нелегко. Следовательно, единственное пожелание на следующую сессию - чтобы вся домашняя работа (желательно, по всем предметам) высылалась на почту до начала учебы. Спасибо! 

Кравцова Дина, учитель АЯ в средней школе:

По окончании первого курса могу сказать, что этот год был настоящей "встряской", пришлось мобилизировать все силы, чтобы успешно работать в течение года.

Романчева Дарья, выпускница бакалавриата «Лингвистики»:

Хочу сказать, что в целом занятия и сами дисциплины были очень интересными, мое желание стать учителем ещё больше возросло. Очень понравилась также и возрастная психология, хотелось бы, чтобы в следующих семестрах также были дисциплины, связанные с психологией, это очень важно. Все три недели были чрезмерно напряженными, особенно во время экзаменов нужно было не только готовиться к самим экзаменам и зачётам, но и делать объемные домашние задания. Мы были благодарны, что некоторые преподаватели распределили нагрузку, дали нам задания заранее, и в период самой сессии было полегче.

Пастухова Аринавыпускница бакалавриата «Лингвистики»:

Хочу поблагодарить преподавателей за полученные знания, за особый подход к преподаванию, благодаря которому занятия проходили очень интересно и мобильно. Для себя точно отметила,что на все 100 процентов хочу стать преподавателем, очень нравится методика преподавания.

Махмутова Джамиля, выпускница бакалавриата «Лингвистики», преподаватель итальянского языка:

Прошедшая сессия оказалась очень насыщенной, т.к. в сжатые сроки мы должны были освоить довольно много материала. Наиболее продуктивными для меня были занятия по дисциплине «Методика преподавания ИЯ», где мы занимались непосредственно нашей будущей профессиональной  деятельностью: учились "быть учителями", смотрели реальные уроки, обсуждали их особенности и пробовали делать свои. Также полезными и интересными были пары по возрастной психологии, где мы изучали психологические особенности детей разного возраста. Я почерпнула много полезного, что уже сейчас могу использовать в преподавании итальянского языка.

Разживина Дарья, учитель АЯ:

Учиться в магистратуре мне понравилось. Занятия были организованы интересно и, самое главное, они все оказались  полезны для будущей профессии. Больше всего понравилась дисциплина «Методика преподавания ИЯ». Теперь в школе на своем рабочем месте “экспериментирую с разными идеями над своими учениками”.  Занятия по Практическому курсу английского и французского языков  не давали расслабиться, несмотря на большую нагрузку и сделанным домашним заданием  на каникулах, дома приходилось очень много повторять и учить, но уровень владения этими языками значительно «продвинулся», и я чувствую себя увереннее. После сессии хочется развиваться, как в научном плане, так и в  творческом.

Мавлиханова Гузель, выпускница бакалавриата «Культурология», сотрудник Национального музея РТ: Все дисциплины данного магистерского курса интересны, но хочется особо отметить, например, «Курс первого иностранного языка», где понравилось все: большое количество пар, их темп и интенсивность, объем материала и его качество, интересные задания и яркие примеры. Стоит выделить и все семинары и практические занятия по «Методике преподавания ИЯ» и «Теории преподавания ИЯ», которые для меня действительно расставили все по местам. Живые примеры и интересные задания помогли нам закрепить весь пройденный материал и тут же воспользоваться теорией на практике. Выделим и «Практикум межкультурных коммуникаций». Все задания – от разбора образовательных систем разных стран до опыта «озвучки» видеороликов – были направлены на улучшение наших навыков «говорения», а, значит, была достигнута главная цель курса – подготовка нас, студентов магистерской программы к эффективной коммуникации на ИЯ.

Расписание действительно плотное и интенсивность процесса обучения высока, но данные усилия оправданы не только как средство экономии времени для работающих выпускников бакалавриата, выбирающих заочную форму обучения в магистратуре, но и как возможность соединить обучение на студенческой скамье с реалиями жизни современной школы и вуза. Именно с такой целью была организована магистерская практика по приобретению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. В ее рамках уже во время первой сессии магистранты посетили и проанализировали уроки ведущих учителей АЯ в СОШ №55 Московского района г.Казани; получили уникальную возможность присутствовать на экзаменах у ведущих преподавателей кафедры, поработать в качестве волонтеров на заключительном туре Республиканской олимпиады по английскому языку «Путь к Олимпу» и Республиканской олимпиады по английскому языку среди 4-6 классов.

Современный преподаватель – не простой учитель-предметник. В настоящее время к школьному учителю предъявляются высокие требования не только к владению своим предметом и методикой его преподавания. Он активно занимается научными изысканиями, принимает участие в научно-практических конференциях в качестве докладчика, публикует результаты своих научных исследований в российских и зарубежных журналах. Во втором семестре магистранты имели возможность получить опыт выступления на научно-практической конференции, которая прошла в стенах ВШИЯиП 10 апреля 2019 г. Впереди 1,5 года учебы и написание магистерской диссертации. Большинство магистрантов уже определились с темой своей выпускной работы и имели возможность поделиться первыми результатами, полученными в ходе научного исследования.

Источник информации: Поморцева Н.П., Зорина А.В.