В последнее время становится популярной идея о том, что школьников не надо учить написанию ручкой, достаточно обучить работе с клавиатурой. Например, уже несколько лет школьники в Финляндии не пользуются ни ручками, ни карандашами – взамен уроков чистописания дети получают навыки печатания на клавиатуре. Интересно наблюдать, как профессиональные программисты работают на компьютере при вводе текста - нельзя выделить моменты нажатия отдельных клавиш, вместо этого слышен сплошной шум. С другой стороны, интересное зрелище, когда такой человек должен подписать какой-нибудь документ. Манера держать ручку явно показывает, что этот инструмент для него является мало знакомым. Вероятно, эта тенденция продолжится. За исключением художников и любителей каллиграфии основная масса людей будет относится к ручке с пером настороженно.
В то же время, наши предки оставили нам огромное количество рукописных документов, хранящихся в библиотеках, музеях, личных коллекциях. На основе решения различных задач при анализе манускриптов, таких как установление авторства, датировка, обнаружение позднейших вставок и т.п., возникли увлекательные виды занятий графологией (Graphology) и наукой почерковедения (Handwriting Analysis). Оба направления основываются на одном и том же факте: навыки письма формируются в юном возрасте и не меняются в течение жизни. Хотя сам почерк со временем меняется, некоторые характерные признаки остаются постоянными. Известны истории людей, потерявших в результате несчастного случая конечности и научившихся писать другими органами, например, держа ручку левой (правой) рукой, ногой или ртом – манера письма при этом сохраняются. Это означает, что почерк отражает какие-то особенности строения мозга индивидуума, управляющие моторикой. Однако из этого феномена графология и почерковедение делают разные выводы.