20 мая 2019
"Литературная педагогика" или как развить читательскую культуру?

Преподаватели Елабужского института КФУ исследуют и разрабатывают методики по воспитанию любви к чтению у детей самого раннего возраста

В настоящее время проблема чтения становится одной из самых актуальных в мире. Во всех цивилизованных странах с обеспокоенностью говорят о падении уровня читательской культуры населения, которое, как принято считать, ведет к деградации общества в целом. В России о снижении интереса к чтению как общенациональной проблеме говорится на самых разных уровнях. В разговоре участвуют библиотековеды, педагоги, общественные деятели, литераторы, простые граждане, и, в первую очередь, родители – все, кому не безразлично будущее страны.

В Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2017 года, отмечается, что решение данной проблемы является «приоритетным направлением в культурной и образовательной политике государства, имеющим важнейшее значение для будущего страны». Несмотря на то, что кризису в чтении посвящено большое количество научных статей и монографических исследований во всем мире, проблема до сих пор входит в число дискуссионных, поскольку на сегодняшний день до конца не выяснены причины смены направления «культурного вектора», приведшего к тому, что главный источник формирования «культурной личности» – чтение – утратило свои главенствующие позиции, уступив место интернету со всем арсеналом его возможностей.

«Актуальность постановки вопроса связана главным образом с тем, что «чтение – важнейший способ освоения научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документах, интернет-ресурсах, и первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством», - комментирует доцент кафедры русского языка и литературы Галина Божкова.

Сегодня все больше говорится о «трансформации чтения», поскольку дети, родившиеся в информационном обществе, в большей степени ориентированы на цифровые технологии. Положительным моментом является то, что на смену скепсису приходит осознание необходимости задействовать все возможные каналы информации для системной работы с детьми с целью возрождения интереса к чтению. Как известно, привычка к чтению формируется в раннем возрасте, поэтому необходимо чтобы чтение стало потребностью на всех этапах становления личности, в противном случае вслед за снижением интереса к чтению ухудшается в целом читательская грамотность, которая наносит ущерб культурному и интеллектуальному развитию человека.

Модель чтения трансформировалась от релаксационной к деловой, экранной, следствием которой стало мозаично-клиповое восприятие жизни. Если чтение – один из наиболее сильных факторов формирования личности, кристаллизации ее индивидуальной модели культурного образования, то отсутствие интереса к нему зачастую является главной проблемой, которую ребенку не решить в одиночку, поэтому уже третий год преподаватели Елабужского института КФУ: профессор кафедры немецкой филологии Елена Шастина, доцент кафедры русского языка и литературы Галина Божкова, доцент кафедры педагогики Ольга Шатунова, доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации Анатолий Борисов, старший преподаватель кафедры немецкой филологии Татьяна Бородина объединились, решая актуальную и глобальную проблему повышения интереса к чтению. Важные проблемы для освещения, которыми занимаются учёные института:

1. Потенциал семейного чтения в сохранении национально-культурной идентичности населения Республики Татарстан.

2. Влияние старших родителей на формирование компетентного читателя.

3. Потенциал чтения в процессе формирования мультикультурной компетентности будущих учителей.

4. Проблемы формирования читательской культуры молодежи в условиях цифровизации общества.

5. Потенциал художественной литературы в формировании читательской грамотности будущего педагога.

6. Литературная педагогика в современном образовании.

7. Специфика электронной детской литературы.

Доцент кафедры педагогики Ольга Шатунова рассказывает: «Литературная педагогика как часть образовательного процесса призвана решить проблему поддержки чтения от дошкольного возраста до периода обретения социальной и гражданской зрелости, помимо этого, литературная педагогика ставит перед собой задачу развития подготовки специалистов, демонстрирующих готовность и способность работать в сфере общего, дополнительного и профессионального образования. Планируется введение в соответствующие программы бакалавриата и магистратуры новых профилей подготовки кадров, например, «редактор детской литературы», «специалист по медиапродвижению детской литературы», «педагог-библиотекарь» и др. В недалёком будущем в списке «новых профессий» немаловажное место, на наш взгляд, может занять профессия «литературный педагог», призванная на качественно ином уровне осуществлять координацию вовлечения ребенка в процесс чтения и решать педагогические задачи средствами литературы».

Впервые «литературная педагогика» представлена преподавателями Елабужского института КФУ как часть образовательного процесса. Чтобы ответить на часто задаваемые вопросы обеспокоенных родителей: «Мой ребенок не читает, что нужно сделать, чтобы ребенок увлекся чтением» или «У моего ребенка проблемы, какую книгу Вы могли бы ему порекомендовать», необходимо обладать не только определенными знаниями, но и уметь их использовать в конкретной ситуации, то есть владеть набором специфических компетенций, позволяющих успешно поддерживать интерес ребенка к чтению, с одной стороны, максимально использовать воспитательный потенциал литературы, с другой стороны. Развитие интереса ребенка к литературе начинается с восприятия на слух и с понимания услышанного, только после этого возникает вопрос о чтении. Данный алгоритм действий очевиден, необходимо лишь правильно, соизмеримо с поставленной задачей управлять этим процессом, что является одной из задач литературной педагогики на данном возрастном этапе. Литература, вовлеченная в образовательный процесс, становится в дальнейшем средством, формирующим критическое восприятие действительности, благодаря литературе развиваются когнитивная и эмоциональная сферы жизни и т.д. В связи с этим целесообразным представляется разграничить понятия «литературное образование» и «литературная педагогика».

«Литературное образование как процесс вхождения человека в культуру средствами литературы осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях, строится согласно нормативным требованиям к той или иной возрастной группе, завершается получением документа государственного образца. Оно базируется на двух ведущих принципах – художественно-эстетическом и литературоведческом. В последние годы литературное образование находится в фокусе исследовательского интереса отечественных ученых и педагогов, на повестке дня проблемы чтения и содержания литературного образования на современном этапе; стратегии преподавания литературы в условиях модернизации российского образования; инновационные технологии в литературном образовании и т.д. Литературное образование может рассматриваться в качестве одного из аспектов литературной педагогики», - поделилась профессор кафедры немецкой филологии Елена Шастина.

За время работы над проблемой чтения преподавателями кафедр были написаны десятки публикаций как в российских журналах, так и в зарубежных изданиях. Налажены контакты с зарубежными вузами: Западночешским университетом (г. Пльзень, Чехия), Армянским государственным педагогическим университетом им. Х. Абовяна (г. Ереван, Армения), Университетом Ставангера (г. Ставангер, Норвегия), Утрехтским университетом (г. Утрехт, Голландия), Загребским университетом (г. Загреб, Хорватия), Университетом им. Мартина Лютера (г. Галле-Виттенберг, Германия), Государственным университетом им. Ферриса (штат Мичиган, США). Проведены совместные исследования, проанализирована философская, психолого-педагогическая и методическая литература; экспериментально проверена и доказана эффективность диалога подростка с семьёй для формирования грамотного читателя; составлен круг чтения в мононациональных и билингвальных семьях; изучено формирование культуры чтения посредством диалога учителя с семьёй; обозначены формы и методы, стимулирующие чтение ребёнка с семьёй в республике Татарстан, Чехии, Армении, США; систематизированы художественные произведения современной детской литературы для рекомендательного семейного чтения.

Апробация результатов исследования проводилась на российских и международных конференциях: VII Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва), IV Международном форуме по педагогическому образованию (КФУ, г. Казань), IX Международном научном семинаре «Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития» (ЦГДБ, г. Москва) и других.

По итогам работы над заявленной проблемой 19-20 сентября 2019 года запланировано проведение Международной научно-практической конференции «Воспитательный потенциал семейного чтения в эпоху цифровизации и глобализации». Целью конференции станет обсуждение результатов исследований по актуальным проблемам чтения, обобщение и трансляция опыта по сохранению традиций семейного чтения, содействие популяризации детского и юношеского чтения в условиях цифрового общества.

Источник информации: Пресс-служба Елабужского института КФУ