Аксиомой педагогической психологии является положение о том, что у детей (особенно дошкольного возраста) ведущий тип деятельности – игра. И пока ученые уже почти 100 лет развивают эту теорию, практики отмечают, что у наших детей (и в России, и за рубежом) интерес к игре стремительно падает. Игровые компьютерные средства развивают агрессию, а обычное традиционное рисование карандашом успокаивает, пробуждает любознательность и творчество.
Спрашивается, почему?
Одни воспитатели считают, что сказывается переизбыток игрушек и средств игровой деятельности (иногда сомнительного качества), другие подчеркивают, что проблема в изменении информационного пространства (в его цифровизации и перехода игры в виртуальную или дополнительную реальность), третьи полагают, что деградация игры связана с переакцентуацией роли педагога (раньше игру затевал и вёл сам ребёнок, а теперь педагог), четвертые считают, что всё дело в изменении среды дошкольного учреждения (раньше она была по-настоящему непосредственной и детской, теперь – больше имитационной, подконтрольной, регламентированной и управляемой).
Вопросов много …
Как соотносится развитие ребёнка и современное цифровое образование – ключевой вопрос всех дискуссий.
На международной научно-практической конференции «Развивающее обучение в условиях современного информационного пространства», проведенной в рамках ХIV Всероссийских Занковских чтений 15 марта 2019 г. на базе гимназии № 3 г. Зеленодольска, эти проблемы были озвучены и проиллюстрированы в ходе проведения мастер-классов и презентации творческих лабораторий.
Участники конференции, одобрив передовой педагогический опыт гимназии № 3 г. Зеленодольска (опорной школы ИПО КФУ и РАО), где успешно функционирует Малышкина школа (школа для детей дошкольного возраста), предложили следующие направления развития теории и практики развивающего обучения: