12 марта 2019
Юлия Койнова-Цёльнер: "Любое новое знание начинается с рефлексии"

В Елабужский институт КФУ прибыла с визитом научный сотрудник Технического университета в Дрездене Юлия Койнова-Цёльнер

В течение нескольких дней профессорско-преподавательский состав и студенты посетят открытые лекции, круглые столы, семинары по обмену опытом, а также получат возможность продумать совместные научно-образовательные проекты.

Юлия Васильевна уже не в первый раз в стенах института, она стабильно принимает участие в Международном фестивале школьных учителей в качестве опытного модератора. Доктор философских наук, научный сотрудник кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока факультета педагогики Дрезденского университета провела круглый стол с преподавателями на тему «Исследования в образовании: российско-германский диалог», на котором, в ходе открытого разговора, присутствующие обсудили проблемные темы, касающиеся педагогического образования. Юлия Васильевна представила присутствующим фрагмент урока в германской начальной школе, на котором учитель использовал различные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, парную, групповую. Дети имели возможность не только анализировать и обрабатывать информацию, но и пересказывать ее друг другу, проводить эксперимент, оценивать деятельность других учеников.

Подобная организация урока, по мнению Юлии Койновой-Цёльнер, делает его не только информативным и познавательным, но и позволяет школьникам быть постоянно в контакте друг с другом, пояснять материал урока одноклассникам или наоборот, просить помощи. Учителю на таком уроке отводится роль тьютора, коуча и наставника в одном лице.

После просмотра фрагмента слушатели обсудили методические приемы, обменялись мнением о том, что есть общего между немецкой и российской школой. Полученные знания станут достойным дополнением к тому багажу знаний, которые преподаватели передают студентам на занятиях, а учителям – в ходе организации и проведения курсов повышения квалификации.

Проводя мастер-классы для студентов, Юлия Васильевна предложила студентам задуматься над тремя вопросами: их видение идеального учителя, идеального урока и какими будут ученики на этом уроке. Присутствующие посмотрели фильм «Зачетный препод» на немецком языке, на примере которого смогли увидеть столкновение двух противоположных фигур: классический педагог, который обучался 5 лет, и «новичок», который знает о школе минимум информации. После студенты обсудили увиденную кинокартину.

«Задумайтесь, могут ли эти два вида учителей работать вместе. Все вы сознательно выбрали эту профессию, поэтому, определите свое педагогическое кредо и рефлексируйте над собой и любым своим решением», - посоветовала спикер студентам.

«Сейчас актуальными являются темы, связанные с цифровизацией, с новыми стандартами образования, с представлениями и противоречиями, с направлением развития школы. Явно ощущается, что ученикам сложно соответствовать требованиям нового общества. Много говорится о метакомпетенциях, но в то же время большинство не понимает суть этого понятия. Есть масса теоретических концепций, но мало практики, поэтому я выбрала в этот раз формат не мастер-класса, а именно визуализацию. После фильма легче начать дискуссию, потому что есть конкретные образы и контекст, который можно объяснить. Мой выбор пал на этот фильм, потому что уже в начале видна суть: учитель, который работает, параллельно обучаясь в университете, на первом же занятии предложил ученикам написать названия фильмов, которые им нравятся, он сумел их заинтересовать. Должна быть горизонтальная форма общения, а не вертикальная, где учитель возвышается над учениками. Я уверена, что невозможно насильственно изменить школу, необходимо менять наше отношение к обучению», - поделилась Юлия Васильевна.

Занятие продолжилось обсуждением современного образования. Юлия Васильевна познакомила слушающих с тремя основными критериями модели «учитель как воспитатель», где учитель – это инструктор, модератор и коуч. К данным составляющим должны стремиться современные педагоги, чтобы достичь высоких результатов.

Любое знание начинается с рефлексии, и школа должна научить этому ребенка через кооперативные уроки. Кооперация – это качество отношений, в котором каждый должен выполнять задачу и делиться результатом. «Успех возможен именно тогда, когда мы выходим на уровень чувств учеников», - отметила спикер.

Ценность полученных на мастер-классе знаний лишь подтверждают впечатления студентов. Диана Якубова, студентка факультета иностранных языков: «Мы посетили два интересных занятия, во время которых я задумалась о будущей педагогической практике, каким я должна быть учителем. Эта встреча была для меня полезна, я узнала о кооперативном обучении, которое еще только начинает развиваться в России. В дальнейшем я собираюсь более глубоко поработать над этой темой в своих научн-исследовательских работах».

Школа должна развивать нравственное сознание, чтобы образование поднялось на новый уровень. В данном процессе многое зависит от учителя, а будущим педагогам необходимо осознать его роль уже во время обучения в вузе. Работа в приоритетном направлении Елабужского института КФУ «Учитель XXI века» позволяет качественно и результативно использовать передовые технологии в формировании современного профессионала.

Источник информации: Диана Григорьева, Валентина Безбрязова, пресс-служба Елабужского института