02 апреля 2019
Цифровые технологии в образовании: достижения и перспективы развития (часть 1)

В настоящее время главный тренд в образовании связан с цифровой революцией, которая приводит к трансформации рынка труда, появлению новых компетенций, улучшению кооперации, повышению ответственности граждан, их способности принимать самостоятельные решения и др. Необходимо постоянно совершенствовать технологии, методики, чтобы уровень развития информационных систем и организационных процессов соответствовал постоянно растущим компетенциям студентов и абитуриентов.

Елабужский институт КФУ, идя в ногу со временем и будучи во многом образцом подготовки педагогических кадров, реализует смешанное обучение (blended learning), которое должно обеспечивать высокое качество преподавания, обучения, оценки и организации обучения, ориентированное на конкретные образовательные результаты на всех уровнях образования — от школьников до слушателей программ повышения квалификации и создавать условия для обучения в течение жизни (lifelong learning).

Коллективом преподавателей вуза проводятся исследования по разработке и внедрению инновационных методов организации образовательных сред для студентов. В фокусе находятся будущие учителя. Преподаватели исследуют возможности цифровых инструментов для обогащения среды обучения студентов возможностями, обеспечивающими гибкое обучение в интерактивной образовательной среде, предполагающее наличие большого количества источников, максимальное разнообразие мультимедиа, способное быстро и просто адаптироваться к уровню и потребностям обучающегося. Один из результатов исследований ученых Елабужского института КФУ в области SMART-образования представлен публикацией в одном из ведущих международных академических издательств – IGI Global. Преподаватели Елабужского института КФУ – в числе авторов международной монографии "Cases on Smart Learning Environments". Авторами главы «A smart Trajectory Model for Teacher Training» стали директор Елабужского института КФУ, доцент Елена Мерзон, старшие преподаватели кафедры математики и прикладной информатики Елена Любимова и Эльвира Галимуллина. Следуя принципам SMART-образования, на основе возможностей системы управления обучения преподаватели разработали архитектуру курсов, которые обеспечивают доступность, открытость, мобильность, интерактивность и гибкость, предъявляемые к образованию в условиях цифровизации.

Для достижения более высоких результатов в организации смешанного обучения в Елабужском институте КФУ функционирует Студия цифрового образования, которая позволяет работать с дополненной реальностью, взаимодействовать спикеру с виртуальными интерактивными элементами контента, не теряя при этом зрительный контакт со своей воображаемой аудиторией. Вот что об этом говорит ведущий программист Центра информационных технологий Дмитрий Шайдуров: «Оборудование полностью автоматическое, позволяет без оператора и монтажа записать видео-урок, презентационный или рекламный видеоролик в два раза быстрее, чем в телестудии, например, где зачастую необходимо сделать несколько дублей с выступлением преподавателя, затем монтировать их и отдельно накладывать графические элементы. Здесь можно делать всё это в режиме реального времени и получать качественный контент».

Возможности Студии цифрового образования расширяют инструментарий преподавателя, позволяя ему предоставить свой образовательный материал в форме видео-лекций, вебинаров со всеми видами дополнительных изобразительных средств, упрощающих его восприятие и понимание: фотографии, графики, видеовставки, анимация. Данные фрагменты видео-лекций удобны для использования их в онлайн-курсах, которые могут выступать как в качестве элемента образовательной программы, помогающей заполнить пробелы в знаниях, так и в качестве одной из форм дистанционного образования.

Видеолекции публикуются на образовательных онлайн-платформах и дополняются заданиями по контролю усвоенного материала: тестами, эссе, вопросами для самостоятельной работы и поддерживают возможность обратной связи с преподавателем, на тот случай, когда у обучающегося возникнут вопросы. Если достижение результатов курса требует практических занятий, исключающих удаленное обучение, то эти занятия остаются неизменными и проводятся в аудиториях.

«Цифровые образовательные ресурсы имеют большие преимущества в работе со студентами как очной, так и заочной форм обучения. Читаемые дисциплины на ОЗО обычно имеют небольшой объем аудиторной нагрузки, и дистанционные образовательные курсы дают возможность освоить дисциплину в более полном объёме. Это осуществляется не только за счет видео-лекций, но, прежде всего, за счет заданий для самостоятельной работы, которые должны быть практико-ориентированными и носить творческий характер. Это могут быть квизы (интерактивные тесты) или задания типа «peer review» (самостоятельное конструирование слушателем ответа, который потом проверяется и оценивается другими слушателями). Такие задания, если они составлены правильно, дают возможность не просто проконтролировать знания слушателей, а проверить готовность к профессиональной деятельности, практические умения и навыки», - рассказывает один из авторов МООК «Общая психология», старший преподаватель кафедры психологии Оксана Макарова.

Об особенностях подготовки будущих учителей в Елабужском институте КФУ в условиях цифровизации образования читайте в следующем материале.

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ