26-27 ЯНВАРЯ 2019 Информационно-просветительский проект «The Earth Is Flat — Kак читать медиа?» (Гёте-Институт, портал COLTA.RU при поддержке Европейского союза) и кафедра иностранных языков в сфере международных отношений Института международных отношений Казанского федерального университета провели совместный трехдневный семинар.
В Институте международных отношений учат не только будущих дипломатов. Многие выпускники становятся затем аналитиками в учреждениях и фирмах, ведущих международную деятельность, а для этого нужно уметь работать с современными медиа. Потому мы и пригласили старшеклассников участвовать в семинаре.
Если будущих журналистов учат писать, то нас, всех остальных, нужно учить читать то, что написали журналисты. Соцсети, мессенджеры, блоги, реклама - все это медиа, наряду с телевидением, радио, прессой, сетевыми СМИ. Мы умеем читать, но не всегда умеем правильно понимать медиа. Цель проекта - научиться лучше ориентироваться в современной медиасреде, отличать факты от фейков (ложных сообщений), критически оценивать то, что предлагают медиа. А также - защищать свои аккаунты и персональные данные, корректно вести сетевые споры, адекватно реагировать на троллей, противостоять кибербуллингу.
Участниками семинара стали 40 специально приглашённых школьников Казани (школы № 12, №18, № 39, № 75, № 76, школа «СОЛНЦЕ», и др.).В ходе семинара рябята в игровой и интерактивной форме узнали, как отличить фейк от реальной новости; сами построили алгоритмы поиска и проверки информации, научились искать информацию о других людях в Интернете и сравнивать интернет-имидж с реальностью;размышляли, как провести границы между медиапространством и нашими личными границами… В общем, школьники получили инструменты для анализа явлений медийного пространства. Для закрепления теории участники разделились на группы, каждая из которых создала своё небольшое видео о кибербуллинге, троллях или фейках (увы, пока мы пользуемся только заимствованными словами, говоря о таких явлениях). Так, все вместе, ребята и тренеры, познавали современное медиапространство и создавали личные правила безопасности в нем.
На параллельном семинаре для педагогов школ взрослые участники также обсуждали, что такое кибербуллинг, как использовать Википедию на уроках; анализировали популярные и одновременно недостоверные новости на школьные темы и вспоминали случаи, когда школьники обсуждали самих педагогов в социальных сетях. Выводы у взрослых и ребят получились похожими: не все то, что есть в медиапространстве, можно принимать на веру безоговорочно; нужно уметь себя защитить в медиапространстве – доверяй, но проверяй!
Такие семинары станут постоянными в ИМО КФУ.