25 октября 2018
Идеальная школа XIX века

Литературный клуб «Планета писателя» продолжает знакомить слушателей с творчеством великого писателя Льва Толстого

Занятие началось с интерактива: студентки факультета филологии и истории – лекторы клуба – узнали у слушателей, с какими произведениями литератора они уже знакомы, а также обсудили с ребятами модель идеальной школы. 

Выяснилось, что мечтой всех школьников и студентов является школа Льва Николаевича. Студентки рассказали о том, что данное учебное заведение было основано в 1859 году в имении Ясная Поляна для крестьянских детей и предназначено для детей любого возраста. Слушатели узнали о том, что учащиеся делились на три класса: младший, средний и старший. Ребята обучались самым разнообразным предметам: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение и закон Божий. Писатель не оставался в стороне от преподавания и вел в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. 
Важно отметить отличные принципы школы того времени: уроки начинались утром, однако ученики имели право приходить тогда, когда им удобно. Отсутствовали определенный учебный план, программа обучения, твердое расписание. Лев Толстой замечал: «Как начнем иной раз говорить о чем-нибудь интересном, так увлечемся, что проговорим до вечера». Лекторы обратили внимание на то, что дети могли ходить именно на те занятия, которые нравились им больше всего, а если они уставали, то в любой момент разрешалось уйти, за это никого не наказывали. 

Что особенно увлекло обучающихся, так это отсутствие домашнего задания, а вся учебная деятельность заключалась в здании школы. Например, на уроках ботаники и зоологии выходили во двор учебного заведения и там наблюдали за животными и природой, а не рассматривали их картинки в учебниках. 

Сам Лев Николаевич считал, что успешность обучения учеников в школе во многом определяется той обстановкой, которая царит на занятиях, стилем отношений между учителем и детьми. Именно поэтому, писатель построил общение с учениками так, что оно было наполнено приятными и искренними моментами. О телесных наказаниях не было и речи. А ходили на учебу дети в той одежде, в которой им было комфортно. 
Такое необычное учебное заведение не могло остаться без внимания: о нем много писали в России и за рубежом, а также посещало ее большое количество зарубежных педагогов и писателей. Лекторы отметили, что активный интерес к школе был не случайным: именно здесь важнейшей задачей считалось воспитание творческой личности, а одним из основных принципов являлась полная свобода учеников. 

Познакомившись с педагогической деятельностью писателя, участники литературного вечера погрузились в творчество. Организаторы лекции поделили ребят на группы и предложили им составить из фрагментов сказок Льва Толстого составить свое произведение, используя литературные отрывки по своему усмотрению. С данной задачей участники справились на «отлично». 

Своими впечатлениями поделилась студентка факультета филологии и истории Фарида Хайбуллина: "Интересно принимать участие в занятиях. Особенно мне нравится организация лекций, потому что у нас есть возможность дать волю своему воображению. Я считаю, что именно здесь я смогу не только поближе познакомиться с личностью Льва Толстого, но и расширить кругозор, и познакомиться с интересными людьми". 
Встречи литературного клуба проходят каждую неделю по четвергам, куратором направления является старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Галина Фролова. 

Источник информации: Сирена Иванова, пресс-служба Елабужского института КФУ