2771 участников представляли 36 национальных образовательных исследовательских ассоциаций, входящих в состав Европейской ассоциации исследователей образования EERA 2018, на ежегодной международной конференции, которая прошла с 3 по 7 сентября в городе Больцано (Италия).
Тема конференции: инклюзия и эксклюзия: ресурсы для образовательного исследования очень актуальна на сегодняшний день. Во времена войн и конфликтов, растущего числа мигрантов и беженцев, нарушения европейской идентичности, и, в то же время, увеличивающейся перенационализации, инклюзия и эксклюзия могут быть рассмотрены как два полюса, между которыми организована степень социальной интеграции. Инклюзия и эксклюзия - сложные темы для образования и образовательного исследования. Сложности, напряженные отношения, парадоксы, даже противоречия связаны с широким рядом проблем: люди с особыми образовательными потребностями, образовательная диагностика, равные возможности для всех, управление образованием, доступ к образованию, обучение с помощью средств массовой информации и т.д. Эти и другие проблемы в рамках темы конференции могли обсудить участники конференции.
Четвертый год преподаватели Высшей школы иностранных языков и перевода принимают участие в конференции EERA. В этом году Д.Р. Сабирова, И.Г. Кондратьева, С.С. Тахтарова представили доклад “Language acquisition and language maintenance in a multinational Republic of Tatarstan” в совместной симпозии с профессором Университета Восточного Лондона Mario Moya. Кейс КФУ или тематическое исследование знакомило с фактами и нормами обучения иностранных языков в контексте многонациональной Республики Татарстан и с процессом моделирования коммуникативного и социокультурного процесса обучения трем иностранным языкам согласно международному опыту многоязычного образования. Обсуждения и дискуссии в ходе работы сессии, конечно, привели к новым идеям сотрудничества и обмена опытом с европейским научным сообществом, которые только предстоит воплотить.
Тема инклюзии и эксклюзии в образовании становится актуальной в процессе функционирования и развития глобальной экономической системы и трансформации государств-наций, которые также связаны с развитием глобализации во всех сферах жизни общества. В этих условиях образование становится важнейшим ключом к теоретическому и практическому осмыслению и анализу, а межкультурная коммуникация - предметом первой необходимости.