20 июня 2018
Академическое исламоведение – новая образовательная программа с целевыми местами обучения

Добрый день! Алим Маратович, расскажите, пожалуйста, о направлении вашей кафедры? Какие языки у вас изучаются? Какие профили?

В рамках образовательной деятельности кафедры студенты овладевают на высоком уровне знаниями арабского, персидского, хинди, урду, суахили, африкаанс и индонезийского языков, а также основных европейских языков.

Наша кафедра является выпускающей и готовит бакалавров по направлению 58.00.00 «Востоковедение и африканистика». Мы осуществляем преподавание в рамках следующих профилей подготовки: Языки и литературы стран Азии и Африки (арабский язык, персидский язык, язык суахили, язык хинди, индонезийский язык, африкаанс, язык урду); История стран Азии и Африки (Республика Турция, Исламская Республика Иран), Академическое исламоведение; Экономика стран Азии и Африки (Арабские страны).

В прошлом году, как мы знаем, открылся новый профиль «Академическое исламоведение». Чем, на Ваш взгляд, он отличается от других и каковы его преимущества.

Данный профиль направлен на формирование целостного представления об исламе как идеологической системе на основе комплекса знаний по истории, праву, догматике, философии, материальной и духовной культуре, экономике, современному общественно-политическому развитию, региональным и этническим особенностям с параллельным изучением классического и современного литературного арабского языка. Профиль подготовки «Академическое исламоведение с углубленным изучением восточных языков» (арабский и персидский языки) ставит своей задачей сохранить и продолжить богатые традиции казанского исламоведения, созданного выдающимися отечественными учеными прошлых столетий. Казанская научная исламоведческая школа опирается на фундаментальные основы мирового академического исламоведения и ориентирована на глубокое знание арабского и других восточных языков, знакомство с письменными памятниками, литературой, документальными источниками, комплексное изучение идейных, культурных, социально-политических и иных явлений и процессов в мировом исламе. При разработке профиля были использованы новейшие подходы к изучению истории и культуры ислама, а также инновационные образовательные технологии.

Где потом могут работать ваши выпускники?

Выпускники профиля «Академическое исламоведение с углубленным изучением восточных языков» могут осуществлять трудовую деятельность в качестве специалистов в органах государственного управления, министерства и ведомства, научно-исследовательских и образовательных организациях, внешнеполитических и внешнеэкономических организациях; сфере общественной дипломатии, образовательных учреждениях, исламских образовательных организациях, мусульманских религиозных организациях и объединениях. Выпускники кафедры востребованы во многих организациях, поддерживающих деловые и культурные связи со странами Ближнего и Среднего Востока, Африкой, Индией и Индонезией; успешно работают в различных государственных и коммерческих организациях, научно-исследовательских и аналитических центрах, центральных и региональных органах государственного управления, министерствах и ведомствах, образовательных структурах.

А как обстоит дела с местами практик студентов? Где они проходят языковые стажировки?

Студенты, успешно выполняющие учебную программу, проходят стажировку в зарубежных университетах-партнерах (Египет, Марокко, Иран) и имеют возможность активного включения в научную жизнь Казанского федерального университета, прохождения практики в системе государственных и административных учреждений.

Также думаю всех интересует вопрос про редкие языки - суахили, урду, африкаанс и индонезийский. Почему именно эти языки? Как вы считаете, перспективно ли их изучение?

Любовь к иностранному языку практически всегда начинается с увлечения страной и ее культурой. Однако растет и число тех, кто начинает учить тот или иной язык исходя из более практических соображений. Сейчас, когда азиатский и африканский регионы становятся новыми экономическими центром, знание языка может стать значительным подспорьем в карьере. Язык - это не только инструмент общения, это пропуск в новый интересный мир другой страны, чья культура значительно отличается от привычной нам. Ведь востоковед должен не просто владеть языком, это человек, который знает историю, традиции, современную экономическую, политическую и социокультурную ситуацию в  регионе. Носителями языка суахили являются приблизительно 140 млн человек. Суахили является одним из самых распространенных африканских языков: на нем говорят в Кении, Танзании, Уганде, он считается официальным языком Африканского союза и в скором времени может распространиться на весь Африканский континент. В ЮАР около 80 процентов населения билингвы. Они говорят на африкаанс и английском. Урду - индоевропейский язык, функциональный стиль языка хиндустани, на разговорном уровне взаимопонятный с хинди, возникший в XIII веке. Урду является одним из двух официальных языков в Пакистане  и одним из 22 официальных языков Индии. Индонезийский (он же малайский) язык относится к австронезийской семье (малайско-полинезийская ветвь, западная подветвь). Служит государственным языком Индонезии, Малайзии, Брунея и Сингапура. Распространен также на Филиппинах и в странах Индокитая. Является родным для 60 млн человек, а в общей сложности владеют им 150 млн, большинство которых говорит в быту на родственных языках. Таким образом, можно отметить, не смотря на то, что эти языки редкие, на них говорит значительная часть населения нашей планеты. Крупные регионы мира, а значит и экономики используют данные языки, соответсвенно потенциал востребованности специалистов по урду, африкаанс, суахили и индонезийскому языку будет существовать всегда.

А где проходят стажировку эти студенты?

Все студенты-востоковеды имеют возможность прохождения языковой стажировки и включенного обучения в зарубежных вузах партнерах (Марокко, Египет, Иран, Танзания). Ежегодные стажировки в страны изучаемого региона, участие в международных образовательных программах совместно с ведущими европейскими и восточными исследовательскими центрами откроют перед абитуриентами мир международной академической мобильности и станут первой ступенью к обретению престижной и интересной специальности в будущем.

Есть ли у вас носителя - языка?

На нашей кафедре успешно реализовывают свою педагогическую деятельность преподаватели из Йемена, Египта и других арабских стран, а также есть носителя индонезийского языка и урду. Кроме того, по приглашению университета занятия ведут высококвалифицированные преподаватели из ведущих зарубежных научных и образовательных центров.

А что насчет студенческой жизни? Насыщенна ли она? Где и как могут применить свои таланты студенты?

Наш Институт является масштабной научно-исследовательской площадкой для проведения международных конкурсов, олимпиад, конференций как в традиционных, так и в современных он-лайн форматах. Работают различные спортивные и культурные клубы. Так, например, уже несколько лет подряд наш Институт занимает Гран-при на фестивале «Студенческая весна». Также есть уникальная возможность выучить дополнительно более 20 языков в нашем Центре развития компетенций «UNIVERSUM+». Жизнь студента нашего Института яркая и насыщенная! Поступайте и убедитесь сами!

Расскажите немного о планах кафедры на будущее?

Кафедра имеет значительный научный и образовательный потенциал и постоянно находится в развитии. Помимо уже существующих образовательных профилей идет разработка новых, мы готовимся к открытию нескольких магистерских программ. Другой важной перспективой развития кафедры является расширение партнерских научных связей с ведущими мировыми научно-образовательными центрами. Я вижу перспективы кафедры в повышении эффективности реализуемых научно-исследовательских проектов, в активном внедрении результатов исследований в учебный процесс; подготовке и издании коллективных монографий, учебных пособий, статей в рецензируемых научных журналах. Важной задачей для кафедры является сохранение и расширение связей кафедры, создание творческих союзов с представителями современных научных школ, передовых вузов страны позволит успешно реализовывать поставленные задачи в рамках института и университета.

Большое спасибо за столь подробные ответы! И желаем Вам успехов в развитии кафедры и новых образовательных программ!

Источник информации: Аликберова А.Р., Хабибуллина Э.К.