14 мая 2018
"Стыд как фактор антропогенеза" обсудили на открытом занятии в КФУ

В рамках учебного курса «Этология и эволюционная психология», читаемого для бакалавров 3-го курса кафедры антропологии и этнографии, состоялась публичная лекция, подготовленная и проведённая преподавателями двух институтов КФУ: доцентами Зелеевой В.П. (Институт психологии и образования) и Зелеевым Р.М. (Институт фундаментальной медицины и биологии).

Занятие содержательно подводило итог в изучении материала не только указанного курса, но, фактически – всего цикла дисциплин, читаемого этими преподавателями. Материал был подан как диалог между представителями гуманитарных и естественных наук, и благодаря особенностям его подачи, выявил неожиданные грани в изучении ряда актуальных проблем антропогенеза, стимулировав присутствующих к собственному поиску ответов на возникавшие вопросы.

Основной акцент, сделанный преподавателями на занятии, о роли стыда в качестве фактора антропогенеза, вызвал у присутствующих – как студентов, так и сотрудников ряда подразделений КФУ, много содержательных и глубоких вопросов, демонстрирующих интерес к рассматриваемой теме, а также хорошую подготовленность аудитории к дискуссии, развернувшейся после завершения лекции. Так, прозвучали вопросы, связанные с природой этого феномена, с особенностями и вариантами проявлений стыда в разных возрастных, исторических, социо-культурных условиях, с зависимостью проявления чувства стыда от разной степени социализации у животных, о возможных исторических сценариях проявления этого феномена у наших предков, о вариантах трансформаций стыда в будущем, и т.д.

В целом занятие прошло с большой пользой для всех присутствующих, во многом восполняя существующий дефицит в профессиональном общении между преподавателями и студентами разных специальностей. Такая форма занятий чрезвычайно продуктивна для активизации студентов и погружения их в проблемное поле современных актуальных научных проблем в области культурной антропологии, социологии, психологии, эволюционной биологии и других дисциплин. Выработка студентами навыков самостоятельной формулировки проблем, поиска путей их решения и оптимальных форм донесения адресату важны для формирования лидерских качеств, столь необходимых выпускникам университета для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Источник информации: Титова Т.А.