Уже вошло в традицию, что в «Ночь науки» наш Елабужский институт КФУ посещают семьями.
23 марта преподаватели информатики Эльвира Галимуллина и Елена Любимова при помощи активных студентов своего факультета и факультета экономики и управления организовали свою площадку таким образом, чтобы в ее работе могли участвовать все члены семей. В необычном формате для Ночи науки прошли соревнования «Мама, папа, робот, я – наша умная семья!». Участники смогли проявить себя, работая в команде. В ходе соревнований семьи отвечали на вопросы викторины, учились читать программы, даже выступали в роли роботов. Затем представители семей-команд конструировали различных роботов, таких как робот-светофор, робот-музыкант, робот-фотограф, робот-болтун, робот-математик и робот-кладоискатель. Выполняя последнее задание, участники команд выступали с презентацией сконструированных и запрограммированных ими роботов. Площадка вызвала огромный интерес. И поскольку в соревнованиях одновременно могли участвовать только шесть команд, организаторам пришлось провести соревнования трижды. В результате все желающие смогли погрузиться в мир роботов, понять, как они устроены, попробовать себя в роли конструкторов, создающих робототехнические системы.
На площадке «Секреты ментальной арифметики и кубика Рубика» под руководством доцента Айгуль Ганеевой и студентов, дети со своими родителями получили первые навыки работы с древнейшими счетами «Абакус». Особый интерес присутствующие проявили к различным развивающим настольным играм, с большим старанием осваивали технологию по собиранию кубика Рубика. Известно, что сборка кубика повышает умственные способности, развивают пространственное воображение, терпение, ловкость рук и гибкость мышления.
Старшеклассники проявили интерес к площадке «Занимательная планиметрия». Целью занятия было представление «Живой геометрии». Доцент Мансур Гильмуллин показал участникам, что геометрия на плоскости – не только полезное, но и занимательное занятие, представив им геометрические эвристики и миниатюры.
Как известно, геометрическая алгебра древних греков решала все математические задачи циркулем и линейкой – это были первые математические инструменты. Циркулем пользоваться сейчас в школе не разрешается, но задачи то остались. Поэтому нужно развивать навыки построения окружности «от руки». Это пригодится школьникам и при сдаче ЕГЭ. С такого соревнования и началось занятие. Кстати, есть легенда, что единственным человеком на земле, кто мог построить точную окружность от руки и поставить точку в центр, был великий художник Возрождения Альбрехт Дюрер.
Решались и другие прикладные задачи геометрии: «об определении места колодца, равноудалённого от трёх домов», «построении кратчайшего пути паука по граням куба», «нахождении центра круга при помощи чертёжного треугольника» и другие.
Не остались в стороне от данной площадки и младшие школьники и дошкольники. Они с удовольствием решали геометрические «задачи со спичками» на сообразительность.