О направлениях работы научно-исследовательского кружка студентов рассказала кандидат филологических наук Галина Божкова.
«Литературоцентристская модель жизни в середине ХХ века сменилась процессом дегуманизации, привела к явному спаду читательской активности. Модель чтения трансформировалась от релаксационной к деловой, экранной, следствием которой стало мозаично-клиповое восприятие жизни. Если чтение – один из наиболее сильных факторов формирования личности, кристаллизации ее индивидуальной модели культурного образования, то отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой, которую ребенку не решить в одиночку», – поясняет причины создания кружка «Проблемы детского чтения» его руководитель Галина Божкова, доцент кафедры русского языка и литературы.
Актив научно-исследовательского объединения составляют студенты 3-5 курсов факультета филологии и истории. Диана Гизетдинова заинтересовалась темой «Образы старших родителей в современной детской прозе». Уже есть первые результаты работы студентки: опубликована зарубежная статья «Образы дедушек и бабушек в детской литературе ХХ-ХХI веков» (Development of the creative potential of a person and society: materials of the VI international scientific conference on January 17–18, 2018. – Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2018). Сейчас Диана готовится к участию в ежегодной студенческой конференции, а также будет принимать участие в конкурсе на лучшую студенческую статью.
Ирину Макарову заинтересовала тема спорта в современной детской прозе, она занимается подготовкой статьи в журнал РИНЦ. Кристина Хамидуллина, Ирина Макарова, Вероника Щекина, Эльмира Мингазова, Валентина Безбрязова проводят анкетирование в школах Татарстана с целью выявления причин падения интереса к чтению и роли семейного чтения в воспитании детей.
Актуальность исследования продиктована также и необходимостью сохранения национально-культурной идентичности жителей Республики Татарстан. «Способствовать сохранению национально-культурной идентичности народов республики Татарстан, бесспорно, будет чтение родной литературы, первое знакомство с которой происходит в семье, – считает Галина Николаевна. – Однако, исходя из многочисленных исследований, родную литературу читают лишь избранные семьи, предпочитая маркетинговые, разрекламированные, массовые художественные произведения. Хотя знают имена региональных писателей, но либо считают их сложными для восприятия, либо не читали вообще по разным причинам».
Этим вопросом заинтересовалась Эльмира Шарафутдинова, которая начала изучать творчество Дмитрия Стахеева, поскольку романы и рассказы елабужского автора интересны для обучающихся основного звена и их родителей. Студенткой опубликована зарубежная статья «Средства и приемы создания образов студентов в романе Д. И. Стахеева «Студенты» (Development of the creative potential of a person and society: materials of the VI international scientific conference on January 17–18, 2018. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2018).
Продолжают свою научную деятельность студентки пятого курса факультета филологии и истории Анастасия Саушкина и Лилия Рамазанова. Анастасия опубликовала статью о малоизвестном казанском поэте в коллективной монографии «Пороки и недуги в творческом наследии казанского поэта Л.И. Топчия» (Коллективная монография. Вопросы современной науки: коллект. науч. монография; [под ред. А.А. Еникеева]. – М.: Изд. Интернаука, 2018. Т. 28), а также приняла участие в международной студенческой конференции со статьей «Метод моделирования как средство саморазвития старшеклассников при изучении региональной литературы на факультативных занятиях в школе» («Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования»: Электронный сборник статей по материалам XXXVIII студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». – 2018. – № 3(38)). В декабре прошлого года Анастасия Саушкина была награждена стипендией Академии наук РТ.
Документы на соискание стипендии Академии наук РТ в очередной раз подготовила Лилия Рамазанова, студентка уже получала эту стипендию, а также была победителем открытого конкурса научных работ имени Николая Лобачевского. Лилия готовит материал для опубликования в коллективной монографии.
Нельзя не отметить заинтересованность студентов кружка в проведении юбилейных мероприятий, приуроченных к празднованию 190-летия со дня рождения Льва Толстого. Ксения Зверева, Мария Белова, Анастасия Козлова, Эльмира Шарафутдинова, Дарья Березина возглавляют литературный клуб «Планета писателя», проводят конкурсы для старшеклассников в социальных сетях (https://vk.com/tolstoyeikfu). При их участии будут организованы кураторские часы и беседы со школьниками о личности Льва Толстого.
Галина Божкова приглашает всех заинтересовавшихся стать участниками научно-исследовательского кружка «Проблемы детского чтения» и литературного клуба «Планета писателя».
#годтолстоговеикфу