07 марта 2018
Лев Толстой "против течения": нравственные уроки творчества писателя обсудили в Елабужском институте КФУ

Для студентов инженерно-технического факультета прошла открытая лекция, приуроченная 190-летию со дня рождения классика.

В рамках Года Толстого в КФУ Галина Божкова, доцент кафедры русского языка и литературы постаралась не просто познакомить студентов с удивительной и противоречивой личностью Льва Николаевича, но и раскрыть нравственные уроки его творчества.

Особый интерес слушателей вызвали факты всемирного признания наследия Льва Толстого. Одним из первых западных писателей, сумевших почувствовать значение Толстого и во многом плодотворно усвоить его творческий опыт, явился Эмиль Золя. Он высоко ценил писательский гений Толстого и неоднократно заявлял об этом. Золя писал в 1891 г. в предисловии к книге Толстого «Так что же нам делать?» (вышедшей в неполном французском переводе под названием «Деньги и труд»): «Меня больше всего заинтересовали те страницы, где он остаётся тем же мощным аналитиком, тем же глубоким психологом, каким он был в «Войне и мире» и «Анне Карениной». Я имею в виду описание его посещений московских ночлежек, его взволнованных и жутких похождений в гуще ужасающей нищеты большого города. Тут есть потрясающие картины, достойные великого художника...».

Также Толстой оставил глубокий след в художническом сознании другого крупнейшего французского писателя той же эпохи — Ги де Мопассана. Мопассан был по мировоззрению и по творческому складу ещё более несхож с Толстым, чем Золя. Но он сразу же после выхода первого французского издания «Войны и мира» в 1879 г. почувствовал силу толстовского гения: «Нам всем следует учиться у графа Толстого, автора «Войны и мира».

Толстой-художник оказал благотворное влияние на лучших мастеров западного критического реализма XX в.: Анатоля Франса, Бернарда Шоу, Теодора Драйзера, Генриха Манна и особенно Ромена Роллана, который много лет изучал творческое наследие классика. Говоря о величии писателя, он отмечал: «Лев Толстой гениально разоблачил ложь и преступления существовавшего тогда общественного строя, направив на него критику, которая сама по себе была призывом к революции».

Все названные писатели видели в Толстом вдохновляющий пример писательской правдивости, смелости, бесстрашия по отношению к хозяевам старого мира. Они опирались на Толстого в своей критике империалистического варварства, в своём стремлении к содержательному, идейно острому реалистическому творчеству. Толстой помогал этим писателям, выросшим в буржуазном обществе, идти «против течения», противостоять растлевающему влиянию декаданса, создавать книги, ставящие коренные социальные вопросы времени.

Галина Николаевна отметила: «Благодаря агрегатору вузовских текстов удалось узнать, что творчество Льва Николаевича Толстого изучается в высших учебных заведениях США, Британии, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Любимым произведением студентов является роман «Анна Каренина»».

Галина Божкова рассказала также о детских и юношеских годах Льва Толстого, его известных предках и хрестоматийных произведениях, многие из которых появились в Ясной Поляне. Яснополянская природа постоянно питала художественное воображение Толстого, под ее воздействием у него возникали замыслы новых произведений. Об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания современников, а также его собственные письма, дневники, полные зарисовок и набросков с натуры.

Слушатели узнали о многогранности таланта писателя: успешная педагогическая деятельность в крестьянских школах, создание «Азбуки», занятие разными видами спорта и физическим трудом.

Бесспорно, заинтересовало студентов и отношение Толстого к любви, семье, браку, войне, вере. Об этом классик пишет не только в дневниках, но и в таких произведениях, как «Детство», «Война и мир», «Анна Каренина», «Исповедь», «Моя жизнь», «Воскресение», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и другие.

#годтолстоговеикфу

Источник информации: Валентина Безбрязова, пресс-служба Елабужского института КФУ