12 февраля 2018
Сотрудники Елабужского института провели тестирование детей-билингвов РТ

Совместно с Международной лабораторией преподавателями кафедры русского языка был разработан и применен на практике пакет тестовых заданий

Работа над созданием КИМов для детей-билингвов с русской и татарской этнолингвокультурной доминантой ведется в рамках научно-исследовательской деятельности Международной лаборатории с распределенным участием «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» в течение последних трех лет: в 2015 г. были составлены и апробированы на базе детского сада «Теремок» г.Елабуга, комплексные тесты для детей 3-6 лет, в 2016 г. – для детей 7-10 лет, в 2017 г. – для 11-12 лет. В начале нового 2018 года, 23-25 января, апробационной площадкой выступила «Нижнесуыксинская СОШ» Тукаевского муниципального района РТ: в тестировании приняли участие 40 детей-билингвов от 7 до 12 лет, учащихся среднего звена (5-6 классов) и начального звена (1-4 классов).

Сотрудниками Лаборатории Елабужского института на данный момент созданы и успешно внедрены тесты для русско-немецкого двуязычия для детей 3-14 лет, по аналогии с которыми, но с учетом этнолингвокультурной среды РТ, разрабатываются комплексные диагностические тесты. Как отмечает Екатерина Кудрявцева, канд. пед. наук, отв. секретарь Международного методсовета по многоязычию и межкультурной коммуникации ОЦ «ИК@РУС» (ФРГ), научный сотрудник Лаборатории, в РТ наиболее устойчивый глубинный ареал национально-русского билингвизма обусловливает татарский язык как язык семьи (херитажный) и один из языков республики (коренной в роли одного из статусных), а по мнению канд. филолог. наук, доцента кафедры русского языка и литературы Елабужского института КФУ Юлии Даниловой, в Татарстане назрела необходимость практикоориентированного выявления и измерения уровня сбалансированности этнолингвокультурной коммуникативной компетенции носителей русской и татарской лингвокультур, начиная с раннего возраста (потенциально – для выявления одаренных детей).

Разработанные КИМы включают субтесты: «Сөйләм/Говорение», «Ишетеп белү/Аудирование», «Уку/Чтение», «Язу/Письмо» с визуальным и без визуального компонентов, для детей 3-5 лет субтест  «Кул хәрәкәте/Мелкая моторика». Грамматика и лексика оцениваются в составе каждого субтеста, за исключением субтеста на мелкую моторику, и потому (как инструментальные составляющие) в отдельные субтесты не выделены. Помимо самих тестовых заданий в комплект для каждого возраста входят: комментарии и методрекомендации для тесторов; валидационные растры (лист экспертной оценки и контрольная матрица) по каждому субтесту.

Работа и подготовка КИМов проходила под руководством Юлии Даниловой (при консультации иностранных коллег, к.п.н. Екатерины Кудрявцевой, докторанта Университета им. Масарика, г. Брно (Чехия) А. Мартинковой), в которой активное участие принимали студенты факультета филологии и истории очной и заочной форм обучения в рамках своих курсовых проектов и выпускных квалификационных работ: Рузиля Халилова, Айдар Гильманов и Ираида Анварова. Именно Ираида и Айдар со своим научным руководителем стали организаторами и подготовили площадку для проведения субтестов и сами выступили в качестве тесторов.

Сегодня ведется обработка полученных результатов по заполненным на каждого тестируемого растрам с целью их систематизации и объективации в виде выводов и основных положений, выносимых на защиту ВКР. Как заметила Ю.Ю. Данилова, «это позволит студентам, каждому в своей возрастной группе определить степень развития и сбалансированности естественного билингвизма и собственно проверки когнитивных и иных способностей билингвов, а также определить способности и компетенции ребенка, связанные и обусловленные развитием двух или только одного из двух родных или неродных для него языков и культур (для естественного билингва неразрывно связанные понятия, оформляющие би- или интеркультурную картину мира)».

Как отмечают исследователи, результатами проделанной работы являются результаты тестов, которые в будущем будут оформлены в виде научных статей и учебно-методических пособий.

Сотрудники Международной лаборатории с распределенным участием «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» Елабужского института КФУ выражают благодарность директору Нижнесуыксинской СОШ Тукаевского муниципального района РТ Венере Сафиуллиной и (в настоящее время) и.о. директора школы Инсие Хабировой за возможность организации и проведение тестирования, за предварительную корректно профессиональную работу с родителями тестируемых и внимание к индивидуальным потребностям и способностям учеников, учителю татарского языка Зиле Низамовой за активную помощь в разработке тестов, профессиональную консультацию и участие в тестировании, учителю английского языка, студентке русского отделения факультета истории и филологии Елабужского института Ираиде Анваровой и студенту русского отделения факультета истории и филологии Айдару Гильманову за эффективное профессиональное сотрудничество, повышенный интерес, энтузиазм и творческий подход к вопросу этнолингвокультурной сбалансированности детей-билингвов в республике и его решению путем комплексного диагностического тестирования.

Источник информации: Пресс-служба Елабужского института КФУ