Мы открываем новую рубрику «Беседы с психологом», в которой тайнами науки поделятся эксперты Елабужского института КФУ.
Первой темой для обсуждения стала профориентация. Доцент кафедры психологии Галия Льдокова и старший преподаватель кафедры психологии Наиля Исмаилова рассказали, как на практике педагог может использовать психотипологию Юнга, чтобы помочь своим воспитанникам сделать правильный выбор профессии.
– Как объясняет проблему деления общества на «физиков и лириков», неравномерно развитой у людей интуиции психология?
– Психологическая типология гораздо шире и основана на концепции развитости у человека четырех основных психических функций – мышления, эмоций, ощущения и интуиции. Одна из функций, главенствующая над тремя последующими, является доминантой для восприятия информации каким-то одним, наиболее развитым, способом.
Талантливый швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг (1875-1961 гг. – прим.ред.) в процессе своей практики обратил внимание на то, что люди по-разному воспринимают информацию. Некоторые прекрасно детально запоминают факты, ситуации, цифры, а другие (о которых говорят, что они обладают «шестым чувством») видят мир через образы, прислушиваются к своему сердцу, к собственным и чужим чувствам. И принимают решения люди тоже по-разному. Одни основываются на объективном анализе и рациональной логике, а другие на субъективных ощущениях, догадках, озарении.
В результате многолетних исследований учёный написал и издал монографию «Проблема типов в человековедении», где подробно дает свое общее описание типов на основе психических функций, таких как мышление, чувства, ощущения, интуиция. Наличие у человека всего набора четырех психологических функций дает ему целостное восприятие мира. Однако доминирует обычно одна функция, а другие несколько отстают от нее по сравнению с доминирующей.
– В чем заключаются потенциал и слабые стороны доминирования определенных психологических функций?
– Возвращаясь к теории Карла Юнга, отметим, что ученый раскрыл понятие психологических функций и дал каждому психотипу определение.
Мышление основано на истине, аргументированности, логике, объективности и упорядочивает содержание информации и представлений в понятийную связь. Поэтому мыслительный тип действует под контролем разума, логического расчета, осмысленных мотивов. Люди такого типа эмоционально редко сочувствуют другим и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.
Чувства придают содержанию ситуации или информации эмоциональную ценность в смысле принятия или отвержения и основано на оценочных суждениях типа «хорошо - плохо, красиво - некрасиво». Чувственный (эмоциональный) психотип склоняется к эмоциональной оценке всего того, что его окружает, любит окружать себя людьми, отвечающих определенным критериям (например, занимающих определенное социальное положение).
Ощущение базируется на прямом опыте восприятия ситуаций, поступков и определении их ценности по силе ощущения: чем оно сильнее, тем больше ценность. Ощущающий психотип ищет наслаждения, удовольствия и производит на окружающих впечатление радующихся жизни эстетов, если ощущения не очень доминируют над остальными функциями. В противном случае они могут стать неприятными для окружающих.
Интуиция – это та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие ситуации или информации через инстинктивное схватывание, внутреннее персональное переживание, осуществление и наличность которых остались неосознанными. Люди с таким психотипом обладают предчувствием, склонны к предсказанию будущих событий, в поступках и действиях окружающих видят скрытый смысл, идею.
– Как учителям, родителям помочь детям реализовать себя в школе и дальнейшей жизни? Насколько психотип поддается корректировке?
– Понимание и принятие психотипов является показателем коммуникативной культуры человека, так как пситипология является своего рода личностной картой, по которой можно как сориентироваться в сильных и относительно слабых местах психики и определить тот стиль деятельности, который предпочтительнее для конкретного человека. Например, знание типологии личности ученика поможет учителю найти средства индивидуального подхода к особенному учащемуся, помочь сориентироваться в наиболее приемлемых для него видах деятельности и выбрать будущую профессию.
Каждый из нас, находясь в информационно-коммуникативном пространстве, постоянно взаимодействует с окружающими людьми. При этом установка на объект коммуникации осуществляется через присущий своеобразный каркас психотипа. Однако сам Карл Юнг предупреждал, что типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров, не устанавливает непреодолимых преград, не мешает людям развиваться, не налагает ограничений на свободу выбора человека.