07 декабря 2017
Конференция "Физико-математическое образование: проблемы и перспективы" стартовала в Елабужском институте КФУ

II Всероссийская научно-практическая конференция посвящена великому математику, ректору Казанского университета Николаю Лобачевскому.

Пленарное заседание конференции с приветствия доцента кафедры физики Файрузы Сабировой. Файруза Мусовна напомнила, что первая конференция, посвященная 60-летнему юбилею физико-математического факультета и 115-летию Епархиального (Стахеевского) женского училища, по проблемам и перспективам физико-математического образования состоялась в октябре 2013 года и познакомила с географией участников второй конференции: «В работе конференции участвуют 98 человек. Это преподаватели вузов, учителя, студенты и магистранты, аспиранты из Новосибирска, Томска, Ростова-на-Дону, Самары, Москвы, Казани, других городов и районов республики.  Известный специалист по методике преподавания физики Роберт Щербаков из Эстонии прислал статью об объективном и субъективном аспектах времени в учебном процессе. Заявлено 70 докладов. Между первой и второй конференцией проводились и другие - по истории естественных дисциплин, техники и методике их преподавания (2014 год), информатизации физико-математического образования (2016 год). Радует, что откликнулись многие участники предыдущих конференций».

Затем последовала праздничная часть конференции – награждение студентов вуза. Доцент кафедры математики и прикладной информатики Татьяна Анисимова после обзора мероприятий, состоявшихся в Елабужском институте КФУ и посвященных Году Лобачевского, вручила дипломы победителей конкурса эссе «Математика в моей жизни», прошедшего среди первокурсников факультета филологии и истории: Алине Уфимцевой, Регине Насыбуллиной и Крестине Вериной. Поздравили участники конференции и Гузель Гатауллину – победительницу IV Международного конкурса на лучшую студенческую работу "Лобачевский и XXI век", посвященного 225-летию Н.И. Лобачевского, получившую диплом второй степени в номинации «Лучшая поисково-исследовательская работа».

На пленарное заседание вынесены три доклада преподавателей Елабужского института КФУ. В первом докладе профессор и заведующий кафедрой философии Аскадула Сабиров рассмотрел философизацию как закономерность развития современного физико-математического образования. В выступлении доцента кафедры физики и декан факультета математики и естественных наук Загира Латипова проанализированы сущность и отличия государственных стандартов трех поколений, проблемы внедрения в практику вузовского образования.  Доцент кафедры математики и прикладной информатики Андрей Костин представил обзор исторических фактов и личностей, связанных с геометрией Н.И. Лобачевского.

«Первый рабочий день запомнился яркими выступлениями докладчиков пленарного заседания, - поделилась впечатлениями старший преподаватель кафедры общей физики Института физики КФУ Инна Русанова, - были затронуты проблемы взаимодействия философии с физикой и математикой в плане интеграции междисциплинарных направлений и роли в развитии личности будущего учителя. Понравились советы для будущих педагогов с точки зрения философии и оптимизма. Раскрыта проблема совершенствования российской образовательной системы высшей школы, затронуто поэтапное внедрение новых образовательных стандартов, начиная с 2011 года по сегодняшний день, показаны позитивные изменения высшего образования, связанные с предоставлением студентам возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории, привлечением работодателей для проектирования образовательных программ, учебных планов, исходя из требований компетенций выпускников».

Глазами студентов тоже удалось посмотреть на выступления докладчиков. «Мне понравилось первое выступление – научная теория вкупе с юмором, объяснением связей между философией и физикой, математикой, - призналась студентка 3-го курса факультета математики и естественных наук Мария Наговерко, - философия мало изучается на факультете, поэтому полезно было послушать доклады преподавателей с других факультетов. Второе выступление было актуальным. Мы узнали, как по новым ФГОС строится обучение, а последнее выступление позволило расширить и углубить знания о «строительстве» геометрии: как начиналась, развивалась, какие ученые продвигали, что было открыто и доказано до Лобачевского и после него».

Межвузовский турнир будущих учителей математики «Татьянин конкурс», посвященный 70-летию со дня рождения преподавателей Елабужского института КФУ Татьяны Новожениной и Татьяны Дулалаевой и организованный между командами нашего вуза и Набережночелнинского государственного педагогического института, завершил первый день работы конференции.  

Были представлены 2 команды НГПУ и 4 команды Елабужского института КФУ. Студенты соревновались в номинациях: домашнее задание, история математики, математический термин, проверка решений задач повышенной трудности на компьютерном тренажёре, решение качественных задач по математике. По итогам всех конкурсов диплом 1-й степени присужден команде НГПУ. Дипломы 2-й и 3-й степени получили команды нашего вуза.

8 декабря продолжится работа конференции по четырем секциям: «Математическое образование в условиях реализации ФГОС», «Проблемы преподавания физики в школе и в вузе в условиях реализации ФГОС», «Проблемы информатизации физико-математического образования в школе и в вузе в условиях реализации ФГОС», «Культурно-историческая среда обучения естественно-математическим дисциплинам в школе и в вузе».

Завершится работа конференции проведением круглого стола по теме «Актуальные проблемы внедрения ФГОС в систему физико-математического образования».

Программа конференции

Физико-математическое образование: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И.Лобачевского в КФУ, г. Елабуга, 7-9 декабря 2017 г. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2017. – 316 с.

Источник информации: Пресс-служба Елабужского института КФУ