20 октября 2017
Научные открытия с "Алгарыш": профессиональный статус учителя в Российской империи

Преподаватель Елабужского института КФУ рассказала о стажировке в Санкт-Петербурге по республиканскому гранту.

Ассистент кафедры всеобщей и отечественной истории Разиля Сайфуллова в этом году стала одним из победителей гранта Правительства РТ «Алгарыш». Тема диссертации молодого ученого – «Профессиональный статус учителей Российской империи во второй половине XIX – начале XX века (на материалах Казанской и Вятской губерний)». Благодаря гранту Разиля Рауиловна получила возможность поработать над своим исследованием в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге.

«В архивохранилище я работала в течение месяца, – рассказывает Разиля Сайфуллова. – За это время было найдено множество интересных источников дореволюционного периода, связанных с темой исследования. Среди них особо ценными являются неопубликованные документы, в их числе дела по канцелярии Министра народного просвещения и документы личного происхождения. Исследовалась информация об учителях Российской империи в целом и, в частности, об учителях Казанской и Вятской губерний. Встречались сведения и по Елабуге – нашему городу. Например, один из последних документов, который я рассматривала, оповещал о пожертвовании елабужским купцом первой гильдии Ушковым помещения для уездного и женского второго разряда училищ.

Для меня большой интерес представлял фонд Министерства народного просвещения, в котором содержались переписки чиновников об учителях. Так, в некоторых говорилось о запрете на педагогическую деятельность учителям, показавшим себя неблагонадежными. В качестве причин указывались нерегулярное посещение церковных служб, связи с политически неблагонадежными лицами или нелестные отзывы об императоре. За это могли уволить.

Учитель в те времена был подотчетен во всем, даже не мог жениться без разрешения. Устраивались проверки, выявлялись недочеты. Проверяли педагогов законоучителя, уездные смотрители, народные инспекторы.

Основными требованиями для получения должности были образовательный ценз, политическая и нравственная благонадежность. В гимназиях имели право преподавать только окончившие университет и двухгодичные педагогические курсы, а вот в низших земских и министерских школах уровень образования учителей оказывался намного ниже. Вакансий было много, зарплата – низкая, в учителя шли неохотно, поэтому образовательный ценз не всегда выдерживался. Учителям предоставлялись и привилегии: освобождение от подушной подати, рекрутской повинности, пенсионное обеспечение, поэтому для податных сословий это была очень выгодная работа в плане улучшения социального положения».

Как отмечает Разиля Рауиловна, сегодня в Елабужском институте КФУ в центре внимания подготовка «Учителя XXI века», развитие востребованных временем компетенций. В стране идет активное реформирование образовательной системы, в том числе обращается внимание на повышение качества педагогического образования, осуществляется разработка и утверждение профессиональных стандартов педагогов и наш вуз является участником федерального проекта по модернизации педагогического образования. Знать опыт прошлых веков, учиться на своей истории, соотносить ее с современностью – крайне важно.

Источник информации: Пресс-служба Елабужского института КФУ