10 октября 2017
Будущие учителя встретились с разработчиком ФГОС

В Елабужском институте КФУ студенты 4-5 курсов педагогических направлений подготовки, их преподаватели и методисты стали слушателями публичной лекции директора Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, профессора КФУ Раиса Шайхелисламова.

Лекция была посвящена современным подходам к формированию у учителя готовности к реализации ФГОС общего образования. Представляя докладчика – «живого разработчика стандартов», директор института Елена Мерзон поблагодарила его за визит и подчеркнула значимость поднятой темы не только для учителей с опытом, но и для начинающих учителей: «Сегодня выбрана очень важная тема для обсуждения. Ребятам предстоит защищать дипломные работы, сдавать государственные экзамены и пройти через очень непростую сертификацию. То, что представит Раис Фалихович, может снять многие вопросы по федеральным стандартам, и сертификацию вы сможете сдать без проблем. И, самое главное, вы должны быть уверены, что эти знания потом обязательно пригодятся. Для нас важно, чтобы выпускники по педагогическому образованию были очень хорошо подготовлены по методике и организации урока. Вот поэтому у нас сегодня такой замечательный гость…».

Содержательное по сути и увлекательное по форме многочасовое выступление Раиса Фалиховича пролетело незаметно. Аудитория была крайне заинтересована, ведь речь шла о подготовке будущих учителей – реализации требований ФГОС ООО, содержании, смыслах этого образовательного стандарта. С полной видеоверсией лекции можно ознакомиться в читальном зале института и на кафедре педагогики; кроме того, планируется публикация основных фрагментов выступления в газете «UNIвести».

Лекция началась с дружеской ноты. Раис Фалихович обратился к слушателям с просьбой о содействии: «Попробуйте на эти шесть часов погрузиться в свою будущую профессию и слушать меня не как студенты, а как учителя. Когда я работал в Челнах в педагогическом институте, студенты иногда говорили «мне это не пригодится», а потом лет через десять я видел их, работающих учителями, завучами, директорами и их мучали вопросы, которые мы когда-то обсуждали".

Потребность в федеральном стандарте появилась после обнародования результатов PISA. ФГОС – инструмент международной конкуренции. Именно с его помощью российские школьники смогут подняться на несколько ступеней вверх, а вместе с ними и наше государство.

Для того чтобы этого достичь, образование должно измениться и учитель тоже – как главное его звено. Если в старой модели образования основную работу выполнял педагог, то сейчас ребенок занимает первое место, является ведущим, а учитель выступает в роли наставника. Ученик, который с начальных классов движется по новой образовательной модели, с 7-8 класса начинает покорять её самостоятельно.

Лектор рассказал о том, что ФГОС носит трехмерный характер и составляет компетентность учителя. На слайде были представлены категории, из которых состоит ФГОС, а слушающим было дано задание составить схему их взаимодействия. В это время Раис Фалихович ходил по рядам, беседовал с присутствующими, подсказывал и давал советы.

Легкая рабочая атмосфера, начавшаяся с первой реплики выступающего, присутствовала в зале на протяжении всего времени. Например, когда речь зашла об оценке образовательных результатов, в частности чтения, весь зал пел «Катюшу» Исаковского и искал ответы на необычные вопросы по тексту: «Как называлась река», «Какую песню пела Катюша?», «Где служит её любимый?».

По сути, слушатели получили ту же информацию, которая, скорее всего, не раз затрагивалась в курсе педагогики, но с такой подачей она наверняка запомнится надолго. К тому же по ходу занятий лектор напоминал, чтобы студенты записывали себе «напоминалки»: «Мария, научись целеполаганию! Мария, изучай технологию мотивации!».

Выходя из зала, поделилась своими впечатлениями Светлана Уланина, преподаватель кафедры биологии и химии: «Очень много знакомой информации, но в более интересной, расширенной форме. Всё подкреплено примерами из жизни и легким юмором. Мне и, надеюсь, студентам, понравились, а главное, запомнились лекции».

«А мне понравилось, что Раис Шайхелисламов сам вел себя как учитель: ходил по рядам, проверял, что мы пишем и в то же время называл нас коллегами, - призналась Лейсан Закирова, студентка 4-го курса факультета филологии и истории. - Очень понравилась и форма подачи материала. Несмотря на большой объем информации и время, было интересно, временами весело. Здорово, что перед походом на практику появилась такая возможность – встреча с экспертом».

«Эта лекция действительно оказалась очень важной для нас, – подытожила Алина Гирфанова, студентка 4-го курса факультета математики и естественных наук. – Переход на ФГОС предполагался давно и нас в университете учат работать по этой программе. На лекции мы смогли открыть для себя какие-то моменты, которые, возможно, недопоняли во время учебного процесса. У каждого человека есть свое видение стандарта. Кому-то окажется близким и понятным видение Раиса Фалиховича, и он сможет это использовать, применять какие-то его, так сказать, фишки на практике, в работе».

В завершение занятий лектор ответил на вопросы, интересующие будущих педагогов, и пожелал успеха в нелегком труде. 

Источник информации: Валентина Безбрязова, Пресс-центр Елабужского института КФУ