Об особой роли вуза в модернизации исторического и обществоведческого образования в регионе говорили вчера в рамках второго дня работы I Съезда учителей истории и обществознания Республики Татарстан.
В рамках второго дня съезда, в ходе которого состоялось пленарное заседание и была проведена работа ряда круглых столов, участники форума делали акцент в обсуждении на перспективах развития исторического и обществоведческого образования как в регионе, так и за его пределами.
Особо подчеркивалась необходимость создания условий для ведения непрерывного исторического и обществоведческого образования. По единогласному мнению участников съезда, представители всех звеньев образования должны сконцентрировать свои усилия на интеграции образовательных программ различного уровня в единую систему, призванную на протяжении всей жизни формировать у россиян качества личности гражданина и патриота. Ведь именно высокий уровень владения историческими знаниями и знаниями процессов общественного развития позволяет человеку осознавать связь со своей родиной, а также понимать место и роль России в истории мировой цивилизации.
"Историческое и обществоведческое образование являются механизмом развития всесторонней личности, личности патриота своей страны. По сути сегодня гуманитарная парадигма не представляет собой отдельного образовательного направления. Она встроена в систему образования и являет собой неотъемлемое ее звено. Необходимо помнить, что учителя, преподаватели не просто готовят молодежь по образовательным предметам, а закладывают таким образом базу, основу ее мировоззрения, идейной позиции, основу патриотизма, - подчеркивает директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов. - Самой сложной задачей при достижении этой цели является умение педагога, историка, обществоведа соблюсти неуловимо тонкую грань между формированием стойких убеждений учащихся в области истории и обществознания, с одной стороны, и формированием критического мышления, отсутствием догматизма в преподавании - с другой. Методологической сложностью является умение избежать субъективизма в подаче истории, особенно, касающейся развития нашей страны в спорные и не достаточно изученные периоды. Это требует от преподавателя, учителя, методиста постоянного осмысления, объективного взгляда, поиска новых подходов и методической грамотности в подаче учебного материала".
В целом участники съезда отметили целесообразность и эффективность реализуемой сегодня в России программы совершенствования преподавания истории в средней школе, обозначив первые позитивные результаты, которые были достигнуты в последние годы при реализации концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Что касается взаимодействия с самими учителями истории и обществознания, здесь совершенно особая роль должна отводиться Казанскому федеральному университету, испокон веков являвшемуся инициатором различного рода инноваций в образовании. Помимо столь необходимой учебно-методической поддержки учителей, о которой уже много было сказано, университет призван напомнить учителям об их творческом начале, помочь им раскрыть свой творческий потенциал во взаимодействии с их подопечными, ведь только так процесс познания можно сделать поистине глубоким. Конъюнктура сегодня обязывает учителя быть живым посредником между учеником и передаваемыми ему историческими знаниями, сочетать в себе качества идейной убежденности и методической гибкости, а также постоянно совершенствовать свои навыки преподавания и расширять кругозор. Именно в этих областях поддержку каждому учителю региона готов оказать Казанский методический центр исторического и обществоведческого образования.
Не менее важным аспектом повышения эффективности исторического и обществоведческого образования является создание условий для его повсеместной доступности. Так, например, особого внимания в контексте современной ситуации требуют вопросы билингвального обучения, повышение значимости и технологичности этнического компонента преподавания истории и обществознания с учетом региональной специфики.
К слову, в соответствии с упомянутой выше концепцией сегодня ведется модернизация и учебников региональной истории. Как известно, сегодня при поддержке Министерства образовани и науки РТ сотрудниками КФУ совместно с Институтом истории им. Ш.Марджани АН РТ и Институтом развития образования РТ разрабатывается обновленный учебный комплекс по истории Татарстана. Первый учебник линейки – для 5-6 классов – уже увидел свет в прошлом году, он же был презентован научным редактором серии, директором Института отечественной истории РАН Юрием Петровым на площадке съезда.
Зашла вчера речь и о модернизации системы управления Ассоциацией учителей истории и обществознания Республики Татарстан. В ходе съезда президентом ассоциации был избран академик АН РТ, профессор кафедры отечественной истории КФУ Индус Тагиров, ранее являвшийся ее председателем, а новоявленным председателем стал заместитель директора Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ по научной деятельности Раиль Фахрутдинов.
Надо сказать, участники съезда высоко оценили состоявшийся в его рамках обмен информацией, опытом и мнениями. Конструктивный подход к формированию предложений и рекомендаций по дальнейшему развитию исторического и обществоведческого образования, по их мнению, позволит эффективно продвигаться в этом направлении, шаг за шагом проводя необходимую модернизацию. Целесообразность регулярной организации такого рода экспертных площадок ни у кого не вызвала сомнений – теперь съезд будет проводиться раз в два года.