19 июля 2017
"Сказки России – детям России и Германии": расширяя горизонты

Методические разработки специалистов лаборатории Елабужского института КФУ прошли апробацию в Калининграде.

1-4 июля 2017 года началась реализация второго блока работы по проекту «Сказки России – детям России и Германии», направленного на внедрение «Сказкотеки» в образовательный ландшафт Калининградской области. Ппилотный проект в Москве успешно прошел на базе ГБОУ «Гимназия № 1593». Новыми партнерами проекта стали Калининградский областной институт развития образования, курирующий более 60 разнотиповых образовательных центров, самостоятельно принявших решение об участии в проекте, и Комиссия Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом.

В рамках проходившей 1-4 июля в г. Светлогорске «Межрегиональной летней школы молодых педагогов» был прочитан вводный семинар и проведены индивидуальные консультации по технологии перспективного чтения с этнолингвокультурной доминантой (лекторы к.псих.н. Е.В. Эсаулова, Москва и к.пед.н. Е.Л. Кудрявцева, РФ-Германия) и технологии календаря-портфолио, мобилизации образовательного пространства. В Калининградском областном институте развития образования проведен двухдневный интенсивный курс повышения квалификации по использованию «Сказкотеки» в разнотиповых образовательных организациях, с разноуровневой аудиторией учащихся с различным целеполаганием. Участниками встречи стали более 80 педагогов и руководителей системы образования г.Калининграда и области.

По результатам этих мероприятий руководителями проекта от Российского Фонда мира были приняты решения: расширить площадки проекта в Германии и др. странах мира (предположительно США, Испания, Эстония, Чехия, Греция, Словакия, Казахстан); организовать регулярное совместное методическое курирование в онлайн-режиме (консультации и вебинары) участников проекта в РФ и Германии; провести блок-вебинаров для участников проекта по инновационным технологиям в образовании (технологии календаря-порфолио, модульные игровые технологии, технологии проектной деятельности), необходимым для реализации маршрутной карты развития образования в Калининградской области и обмена опытом между Россией и Германией. Также отмечена необходимость расширения пакета площадки внедрения, дополнения его принт-версией «Календаря-портфолио дошкольника» для РФ и игротеки «Дети мира» для др. стран мира.

В выездных мастер-классах и обмене опытом приняли участие также представители Народного университета и начальной школы имени Екатерины Великой г.Франкфурт-на-Майне (ФРГ), общества имени Льва Толстого г.Ганновера (ФРГ) и государственных школ земли Райнланд-Пфальц (ФРГ) и генеральный директор издательств «Особая книга», «Билингва» и других (Москва) Д. Проценко.

Особую благодарность за прекрасную организацию и сопровождение проекта хочется выразить представителям Российского Фонда мира Е.В. Суторминой, В.В.Голубеву и А.Тарасову; руководству КОИРО Л.А.Зорькиной, О.А.Блохиной и их сотрудникам Г.А.Стаселович и О.В.Терешевой и другим.

Напомним, начавшийся в январе 2017 года проект «Сказки России – детям России и Германии» направлен на укрепление мирного диалога разных культур. Сегодня проект, реализуемый Калининградским отделением Российского Фонда мира совместно с Международным методсоветом по многоязычию и межкультурной коммуникации и издательством «Особая книга» (Москва), привлекает все больше педагогов дошкольного и начального образования, а также дополнительного образования обеих стран.

С марта 2017 года проект по развитию межкультурной коммуникативной компетенции русскоговорящих детей и подростков через чтение (технология перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой), начал свой путь по Германии. На семинаре по дву- и многоязычию, прошедшем 24-25 марта в Университете Гамбурга наборы «Сказкотеки» (35 книг, 41 сказка и анимационный фильм) получили около 40 детских садов, школ, центров допобразования Германии (северные земли, Райнланд-Пфальц, Гессен, Берлин).

С тех пор авторы «Сказкотеки» находятся с педагогами, занимающимися апробацией и внедрением пособий, в постоянном контакте, оказывая им необходимую методическую поддержку. При наличии запросов досылаются дополнительные дидактические материалы для развития естественного дву- и многоязычия с русским как одним из родных/неродным языком: «Календарь-портфолио дошкольника», игротека «Дети мира» и «Речевая палитра» в электронном формате – разработки Елабужского института КФУ, РФ.

«Сказкотека» является действительно инновационным образовательным продуктом, реализующим преемственность общего развития детей с 3-х до 12-ти лет в технологии портфолио и опирающимся на теорию Е. Эткинда о наличии «лестницы контекстов» и проистекающую отсюда гипотезу «множественного читателя». Однако педагогам, получившим образование до 2000-х годов, требуется определенное время для вхождения в данную систему и ее адаптацию под своих учащихся.

Все материалы, апробируемы и внедряемые в рамках данного проекта, разработаны в 2006-2016 гг. русскоязычными педагогами из 31 страны мира под руководством сотрудников международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», головная лаборатория – при Елабужском институте КФУ. 

Источник информации: Пресс-служба Елабужского института КФУ