15 мая 2017
Студентам о дизайне

С 11 по 13 апреля в лекционном зале Центра «Эрмитаж-Казань» можно было прослушать цикл лекций «Искусство ХХ века. Из истории дизайна». Преподаватель кафедры теории и практики перевода Резида Мухаметзянова и студенты группы 04.3-408 посетили одну из многочисленных лекций. Лектор Екатерина Русакова доступно и увлекательно рассказала о дизайне второй половины ХХ века.

В послевоенное время дизайнеры старались привнести в жизнь граждан ощущение свободы и заслуженного отдыха. Во Франции, например, Кристиан Диор своей коллекцией Corolle ввел в моду стиль New Look, призывая женщин к отдыху и возвращению к женственности. В Италии в это время появился мопед Vespa (с итал. «оса») Piaggio, который вскоре стал культовым. А Американец Генри Дрейфус внес существенный вклад в прикладную эргономику, при проектировании ориентируясь на удобство пользования.

В 50-х годах в СССР появляются блочные дома - образ новой жизни, в которой у каждой семьи есть своя собственная квартира. В Дании начинают выпускать конструктор LEGO (с дат. led-godt – “играй хорошо”) - яркие пластиковые элементы, соединяющиеся друг с другом, которые, по задумке авторов, будут приносить радость и хорошее настроение в жизни людей. Руководствуясь такими же идеями, финская фирма «Маримекко» начинает выпуск тканей с принтом маков, чтобы люди могли украсить свой дом яркими красками.

В последующие годы мысли о свободе и хорошей жизни продолжают посещать дизайнеров. «Мы создаем красивые вещи» - слоган немецкой компании Braun. При этом все производимые ими товары функциональны и не имеют ничего лишнего.  В Японии появляется портативный плеер Sony Walkman - музыку теперь всегда можно взять с собой. Американец Эрл Таппер, основатель компании Tupperware, предлагает насладиться удобством использования пластиковой посуды: наборы разноцветных кружек, тарелок, контейнеров становятся мечтой всех хозяек. Дизайнеры итальянской компании по производству кухонной утвари Alessi тоже стараются доставлять людям радость, создавая по эскизам художников необычную посуду и аксессуары для кухни, а также снимая оригинальные рекламные видеоролики. В это же время появляется игрушка-пружинка Slinky, изобретенная Ричардом Джеймсом.

В 1960-1970-е года одной из целей было «избавиться от моральных ударов времени». Среди дизайнерских новинок особенно выделяются надувные кресла с женскими формами, кресла в виде перчатки, удобные настольные лампы, уровень которых можно регулировать, машины, в которых можно жить.

Затем наступает время радикального дизайна (1966-1980), главными чертами которого становятся эмоциональность и желание уйти от стандартных принципов дизайна, создать что-то концептуально новое, «другое».  Основу движения составили итальянские дизайнерские группы Archizoom, Superstudio и Strum. В это же время появляются первые каталоги IKEA.

Постмодернизм 1980-х. Дизайнеры продолжают выражать себя, при этом ориентируясь на потребителей и стараясь вернуть значимость дизайну. Норвежец Питер Опсвик, например, занимался изучением эргономики и создавал мебель причудливого вида, но в то же время удобную в использовании. В 1977 американский графический дизайнер Милтон Глейзер создает символ Нью-Йорка - логотип  «I Love New York». В 1982 году персональный компьютер стал «Машиной года» по версии журнала Time (вместо номинации «Человек года»).  Основными группами данного направления были студия «Алхимия» и группа «Мемфис».

Сегодня, в столь быстро развивающемся мире, появляется все больше материалов и технологий, которые становятся доступными для дизайнерского творчества. Чертами современного дизайна являются стремление к упрощению, но при этом чрезмерная эмоциональность. Важную роль играют психологический аспект, индивидуальность и универсальность.

Таким образом, посетив лекторий Государственного Эрмитажа в Центре «Эрмитаж-Казань», мы узнали много полезной информации о вещах, которые привыкли использовать в повседневной жизни, но о происхождении которых никогда не задумывались, как и о том, какие идеи старались воплотить дизайнеры при их создании.

Источник информации: Резида Мухаметзянова