12 марта 2017
"Введение в билингвизм или Зачем нужны 2 языка?"

6 марта в Нарвском колледже Тартусского университета (Эстония) прошли лекции Е.Л. Кудрявцевой по теме «Введение в билингвизм или Зачем нужны 2 языка?» Почти 60 слушателей, сотрудники Нарвского колледжа, руководители и педагоги образовательных организаций города и района, смогли задать волнующие их вопросы о специфике этнолингвокультурного развития детей в преимущественно русскоязычной Нарве, граничащей преимущественно с эстоноязычными территориями страны; о необходимости и направлениях работы с небилингвальными семьями учащихся-билингвов; о роли погружения в общение на языке в рамках каждой из окружающих ребенка культур и первоочередной роли культуры в формировании личности билингва и т.д. В процессе интерактивной лекции-полилога, педагоги получили возможность ознакомиться с современными методиками и технологиями, разработанными Елабужским институтом КФУ и апробировать на себе игротеку «Дети мира» и технологию перспективного чтения «Сказкотеки». По итогам последующей встречи с представителем руководства Нарвского колледжа были намечены подписание договора о сотрудничестве между колледжем и Елабужским институтом КФУ (Erasmus+) и первые шаги в направлении двустороннего педагогического диалога вне границ.

Эта лекция стала частью международной стажировки 6-10 марта группы руководителей московских образовательных холдингов, частных детских садов, профессорско-преподавательского состава МППГУ и Российской академии образования, организованной ITC Professional Development (Эстония), Бизнес-школой «Столица» (Россия) и Международным методсоветом по многоязычию и межкультурной коммуникации (ФРГ). Стажировки, призванной ответить на вопрос: «Почему Эстония заняла III место по данным Пиза-исследований?» После посещения детских садов в регионе Нарвы, в Таллинне и Тарту; школы (гимназии), колледжа и двух музеев, участники стажировки на рефлексии 10 марта назвали критерии, благодаря которым эстонцы сумели взрастить новое поколение успешных граждан мобильного, поликультурного и глобального мира:

- внедрение (адаптация к эстонской этнолингвокультуре) зарубежных методик («Детский сад без насилия» Дания, «Persona Dolls» США-Канада, Эмилия Реджио Италия, Монтессори Италия, методика оздоровления Кнайпа Германия); сохранение лучших основ советской педагогики; сохранение эстонских корней и национальных традиций как основ образования и воспитания

- открытость новому; свобода творчества учеников и педагогов при приоритете, отданном инициативе ребенка (педагог идет ЗА детьми);

- индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальные карты развития (образовательное, а не накопительное портфолио) как каждого ребенка, так и каждого педагога;

- постоянная активная работа вместе с родителями на основе развивающих бесед, активного позитивного (созидающего) родительства;

- отказ от контроля и оценивания в пользу самоконтроля и самооценки как основ самомотивации детей и взрослых; отказ от сценарных мероприятий и действий по образцу;

- преемственность всех уровней, методик, технологий от дошкольного к школьному и вузовскому образованию (ничего не возникает «вдруг» и «ниоткуда», все развивается по спирали; любые изменения постепенны и идет «снизу», от практиков); преемственность, опирающаяся на законодательную базу Эстонии и Европы;

- толерантность как основа любой деятельности; отказ от «образцов» как «догм»;

- мобильные интерактивные пространства, каждый элемент которых работает с ребенком и на ребенка, доступен ему по мере его желания и необходимости;

- двуязычие через иммерсию (погружение) (CLIL) (методика «говорящих стен»), когда язык – инструмент, а не самоцель и т.д.

Итогами стажировки российских коллег стали предварительные договоренности о продолжении трехстороннего педагогического сотрудничества на благо наших детей.