21 апреля 2016
Образование длиною в жизнь

С 5 по 9 апреля в Калининграде АНО «ОКНО» при поддержке Межрегионального общественного фонда «Центр развития межличностных коммуникаций» была проведена серия семинаров по вопросам учета региональной специфики Калининградской области в образовании «длиною в жизнь».

Приглашенными лекторами стали кандидат педагогических наук, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» Елабужского института КФУ, ответственный секретарь Международного методсовета по многоязычию и межкультурной коммуникации Екатерина Львовна Кудрявцева (Германия), а также кандидат психологических наук, логопед, сотрудник логопедической службы ГБОУ Гимназия № 1593 СП № 1 г. Москвы Эсаулова Е.В. и генеральный директор журнала «Обруч», эксперт по дошкольному образованию Гейшина А.В.

Семинары проводились в форматах: «информационного душа» (вводная часть), форсайт-сессии (первый день), открытых выездных круглых столов (в гимназии № 1, ДОО № 5), тренингов (по игровым технологиям, логопедическим практикам) и дискуссий (в БФУ им. И. Канта), их результатами стали информирование директоров школ, заведующих ДОО г. Калининграда и области, логопедов и психологов образовательных организаций и служб поддержки граждан об изменениях, происходящих в системе образования России и мира в связи с ростом мобильности населения, ростом численности поликультурных и билингвальных групп населения. Специалисты из различных областей управления образованием и педагоги-практики смогли выявить в диалоге друг с другом ключевые проблемы, препятствующие внедрению ФГОС нового поколения, повышению уровня и конкурентоспособности российского образования и его индивидуализации. Так, основными были названы: неготовность педагогов и незнание механизмов коммерциализации образования; высокий возрастной ценз педагогического состава и недостаточный приток молодых кадров в ДОО и школы; значительный объем документооборота на педагога при отсутствии у него компетенций менеджера; непонимание педагогами специфики современного подрастающего поколения и неготовность модифицировать с учетом этой специфики весь образовательный процесс («перевернутый класс», медийное образование и т.д. вместо прямого обучения); неприятие старшим поколением педагогов образования в диалоге культур и невидение поликультурной составляющей классов (и ее неучет в образовательном процессе); невладение инструментами и технологиями целенаправленной работы с новыми поколениями родителей и т.д.

Также были отмечены проблемы, свойственные Калининграду: интерес к углубленному освоению и изучению языков и культур стран-соседей региона (Польши, Германии, Литвы); осмысленная и целенаправленная реализация образовательных и культурных функций региона как «моста» между Европой и Россией; системное внедрение в ДОО и школах региона инноваций, направленных на реализацию комплексного психолого-педагогического взаимодействия с семьями учащихся; оказание комплексной поддержки (коррекционной и медицинской) детям с ОВЗ по месту обучения и т.д.

Семинар завершился подписанием договоров о сотрудничестве между образовательными организациями и СМИ РФ и Германии.

Рефлексией же стали приходящие в адрес лекторов письма благодарности:

«Огромное спасибо, Екатерина Львовна! До сих пор под впечатлением от семинара! С уважением, Людмила Соколова»; «Доброй ночи, Екатерина! Нахожусь в приятном "послевкусии" после участия в семинаре. Хочется поделиться со всеми своими обновленными взглядами на некоторые вопросы - что я и делаю, общаясь с коллегами и студентами. Многие (представители разных уровней системы образования - от простых педагогов до администраторов и кураторов курсов по переподготовке кадров) очень заинтересованы в общении с Вами, хотят познакомиться с Вашими публикациями и наработками. С глубокой признательностью и искренней симпатией, Валентина»; «Дорогая Екатерина Львовна! На семинар шла, видя в детях трудовых мигрантов проблему, снижающую уровень успеваемости в школе. Сейчас смотрю на них как на наше будущее, наш потенциал, который необходимо раскрыть и развивать. Приток внутренних и внешних мигрантов будет расти – такова реальность. Вы помогли изменить точку зрения на нее, из негативной в позитивную. Это бесконечно важно для мотивации учителей, для укрепления позиций школы в родительской среде. Надеемся и ждем продолжения диалога. С огромным уважением, Елена».

Источник информации: Пресс-служба Елабужского института КФУ