За два дня своего визита известный специалист по современным методам дистанционного обучения познакомил российских коллег с разработанной им уникальной авторской методикой преподавания иностранных языков (в частности, русского языка и литературы).
Информационный видеоролик о лекциях доктора К. Вашика.
Казань, КФУ, 15-16 ноября 2012 г.
Концептуальным принципам и подходам в разработке таких систем была посвящена вводная лекция господина Клауса Вашика. В ходе нее были освещены вопросы, которые можно было бы отнести к основополагающим принципам любого творчества, в данном случае – технологиям создания авторских комплексов для сферы образования. В этом смысле трудно переоценить весьма показательную алгоритмизацию доктором К. Вашиком всего процесса реализации авторского замысла: от критического осмысления личного педагогического опыта, анализа адекватных, ранее разработанных методик, средств и различных теоретических платформ в образовании, которые могли бы быть использованы в качестве базовой основы, и до постановки задачи, концептуального проектирования. Поэтому, не случайно, уже на первой лекции доктору К. Вашику было задано множество вопросов: столь актуальной и животрепещущей оказалась тема креативности в педагогической практике. Казалось, каждый из присутствующих на встрече преподавателей рассматривал изложенные немецким специалистом воззрения на проблемы современного образования, идеи, положенные в основу авторской методики коллег из университета Бохума, через призму своей личной учебной практики, личных представлений и суждений.
В следующих лекциях, которые одновременно проходили и в форме семинаров, практических занятий и, часто, мастер-классов, доктор К. Вашик сумел с немецкой пунктуальностью раскрыть все особенности авторской системы и разработанного для ее осуществления контекстного и программного обеспечения: впечатляющего комплекса, насчитывающего более 450 текстов, и достаточно гибкого и разветвленного электронного инструментария – автономной системы управления электронным обучением.
Иерархически выстроенная информационная система управления обучением является, по мнению ее разработчиков, принципиально отличающейся от аналогичных известных, применяемых в настоящее время экспертных обучающих систем и платформ LMS.
В ходе многочисленных демонстраций и примеров было показано все достоинство концепции, заключающейся в тщательнейшем отборе и подготовке контента с привлечением самых различных специалистов, буквально, со всего света. Контента, который затем самым искусным образом, а по словам господина Вашика, еще и комфортно, актуализируется с помощью весьма мощной специализированной информационно-компьютерной среды, где профессорам-тьюторам отводится роль координаторов и экспертов, реализующих подготовку групп студентов до уровней, которые, по мнению преподавателей, определяют возможность студентам продолжать занятия в очной форме, то есть, в форме обмена мнениями по любым изучаемым на электронных курсах темам.
Именно в этом немецкий коллега видит основное достоинство авторской методики: подготовки студентов до определенных уровней знаниевых компетенций, которые реализуются с помощью электронной системы обучения. Следующие шаги в образовательной траектории – допуск к дискуссиям и семинарам – шлифовка знаний. И так шаг за шагом, до поставленной цели – профессионального владения языком и практического использования полученных знаний (в данном случае, в области гуманитарных наук).
Большое впечатление на слушателей произвели не только стройность и логичность представленной информационно-образовательной системы, но и та последовательность действий преподавателей (а, в конечном итоге, уже и самих студентов), которая в качестве необходимого компонента была заложена (предусмотрена) для осуществления функционирования всего комплекса еще на стадии его педагогического и технологического проектирования.
Ермолаев И.С., вед. специалист Департамента образования КФУ
Из отзывов слушателей:
"К.Вашек вызывает расположение и уважение, потому что среди русских сейчас не услышишь такой красивой речи и не увидишь таких замечательных манер общения. Получила истинное наслаждение от семинара и содержательно, и эмоционально. Надеюсь, сотрудничество продолжится."
"По итогам визита Вашика, по моему, достигнут самый главный результат - наших преподавателей удалось задеть за "живое". Не было равнодушных и безучастных. Вместе с четким ориентиром на будущее они получили мощный энергетический импульс к собственному саморазвитию. И все это благодаря демонстрации убедительных успехов, достигнутым Вашиком. Своими результатами он опровергает законы жизни: многие области и сферы жизни русских он знает лучше, чем мы сами. Это яркий пример того, на что способен человек."