11 января 2016
Это реакция протеста

В чем причина растущей агрессивности подростков и, как следствие, асоциального поведения, рассуждают эксперты Елабужского института КФУ

По сообщению Министерства внутренних дел РФ, на протяжении последних пяти лет уголовная статистика свидетельствует о ежегодном росте на 2-3% рецидивной преступности несовершеннолетних. Значительная часть детей, уже находившихся под следствием, продолжает совершать новые преступления, втягивают своих сверстников. Преступления совершаются подростками в отношении и своих сверстников, и взрослых: посторонних, родственников. Грабежи, избиения, издевательство и даже убийства совершаются совсем юными членами общества.

В чем причина растущей агрессивности подростков и, как следствие, асоциального поведения, рассуждают наши эксперты - преподаватели кафедры психологии Елабужского института КФУ Наиля Исмаилова и Екатерина Пьянова.

Подростковый период требует особого внимания взрослых, близких людей к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, особой гибкости и тактики во взаимоотношениях, терпения, взвешенности, умения видеть позитивное и истинное в вызывающем поведении подростка.

Агрессивное поведение обусловлено протестом - одной из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких.

Реакции протеста бывают пассивными и активными. Пассивные реакции протеста – это замаскированная враждебность, недовольство, обида на человека, который вызвал такую реакцию, утрата прежнего эмоционального контакта и стремление избегать общения с ним. Активные реакции протеста проявляются в виде непослушания, грубости, вызывающего агрессивное поведение в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления. Возникает конфликтная ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями, поэтому подросток в гневе может проявить агрессию, сломать предметы, разразиться бурной, злобной тирадой в адрес тех, кто, по его мнению, виноват в такой ситуации. В психотравмирующих ситуациях протест может выражаться в стремлении делать назло, причинить вред, отомстить с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков.

Кроме того, необходимо знать о склонности подростков к немотивированному риску, неадекватному реагированию, неумению предвидеть последствия своих поступков.

Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время СМИ пестрят сообщениями о нестабильной ситуации в жизни общества: насильственные преступления, терроризм, жестокое отношение между людьми. Массовая пропаганда криминального мира вселяет в подрастающее поколение атмосферу вседозволенности и безнаказанности. Разочарование подростков в идеалах взрослых и отсутствие твердых нравственно-культурных ориентиров и целей жизни могут обуславливать агрессивную форму поведения и, как следствие, асоциальное поведение.

-В последние годы депутаты разных уровней все чаще предлагают уменьшить возраст привлечения к уголовной и административной ответственности. Что это даст? Тюрьма "исправит"?

- На данный вопрос невозможно ответить однозначно, так как все люди разные. Причины, по которым накладывается уголовная ответственность, разные, кто-то убил, кто-то украл, а кого-то просто оказался не в том месте и не в то время. Это может привести к озлоблению, может запугать, может искалечить, может просто испортить человеку жизнь.

Уменьшение возраста привлечения к уголовной ответственности может повлечь за собой нарушения в механизмах социализации личности, наличие различных деформаций в деятельности, отношениях и общении социально полезных групп.

Чаще всего тюрьма наказывает, но наказание не есть исправление. Человек исправляется лишь тогда, когда осознает свое нарушение, свой неверный поступок.

- Я лично являюсь противником уменьшения возраста привлечения к уголовной ответственности. – делится своим мнением заведущий кафедрой уголовного процесса и судебной деятельности, доцент Елабужского института КФУ Искандар Мухаметгалиев. – В своей практике я не встречал людей, которых изоляция от общества в любой форме исправляла. Кроме того, наше уголовное законодательство является довольно жестким как в отношении взрослых, так и в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Требуется серьезная декриминализация законодательства, о чем говорил Президент Владимир Путин в последнем послании Федеральному Собранию РФ в декабре 2015 г. По общему правилу в нашей стране уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Но и по достижении подростками 14 лет уголовная ответственность наступает по свыше чем 30 статьям Уголовного кодекса РФ. Из тринадцати видов наказания, предусмотренных в Уголовном кодексе для всех категорий осужденных, к несовершеннолетним правонарушителям могут применяться шесть, кроме длительных сроков и пожизненного наказания. Поэтому необходимо развеять миф о том, что уголовная ответственность наступает только с момента совершеннолетия.

- Достаточно популярно на сегодняшний день мнение, что ребенок становится агрессивным к близким в связи с «уходом» в виртуальный мир общения…

- Интерес, который вызывают занятия за компьютером, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, – комментируют психологи. - Но нельзя забывать и о золотой середине, о норме. Нужно понять, что компьютер за один час игры не сделает ребенка сразу умным и развитым. Любые компьютерные занятия требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

При выборе тактики взаимоотношений с ребенком правильнее ориентироваться на индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка, модели семейного воспитания, социальную среду. В этом случае действия взрослого очень просты. Например, приоритет отдавать личному общению родителей и ребенка. На сегодняшний день, актуален помогающий стиль отношения к детям, поэтому родителям необходимо наладить эмоциональный контакт, правильно организовать режим дня ребенка. И тогда интерес ребенка к компьютеру будет не потребительским, а научно-познавательным и практическим, что может стать основой для будущей профессии любимого чада. Повышенный интерес ребенка к компьютеру можно переориентировать к творчеству, хобби (личному, семейному), науке и т.д.

Источник информации: Екатерина Сайбель, пресс-служба Елабужского института КФУ