06 декабря 2015
Продукты международной лаборатории Елабужского института КФУ представлены в Турции и Германии

Сохранение и развитие знаний русского языка и культуры России с учетом специфики страны проживания диаспоры - задача дня сегодняшнего.

По всему миру, по разным оценкам, проживает около 20 млн. носителей русского языка как родного, неродного и одного из родных (билингвы). Из них – порядка 5 млн. в Германии и примерно 200 000 человек – в Турции. Сохранение и развитие знаний русского языка и культуры России с учетом специфики страны проживания диаспоры - задача дня сегодняшнего. И реализовать ее возможно только на стыке культур, опыта и во взаимодействии российских и зарубежных специалистов.

В связи с этим, в ноябре в четырех крупных городах Турции прошла международная конференция «Русский язык и литература в Турции: из сегодня в завтра» 
с приглашением лекторов - преподавателей из образовательных учреждений РФ, Турции, Германии и психологов, работающих с билингвальными детьми. 22го ноября конференцию в Стамбуле и Анкаре в режиме онлайн открыла к.п.н., научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» и член правления Международного методсовета по многоязычию и межкультурной коммуникации Е.Л. Кудрявцева. Целью ее доклада «Россия и Турция: столетия в диалоге культур» стало ознакомление русскоязычной диаспоры (на русском языке), а также, членов семей соотечественников (на турецком языке) с аспектами позитивного межнационального диалога двух государств (начиная с Византийской империи) и его важностью для гармоничного развития двуязычной личности. В презентации, переданной для размещения на портале организаторов (http://www.familylavka.com/) также представлены особенности обучения русскому языку детей-билингвов и -полилингвов младшего, дошкольного и школьного возраста, психологическими аспектами внутрисемейных отношений и т.д.

Тематика сообщения была более чем актуальной, что подтвердило приглашение Е.Л. Кудрявцевой в мае 2016 г. для чтения семинаров и лекций и непосредственного живого диалога с русскоязычной диаспорой в Турцию.

1 декабря в Российском доме науки и культуры в Берлине, при участии Humboldt-Universität zu Berlin, Hochschule für Technik und Wirtschaft Berlin и Ассоциации преподавателей русского языка Берлина и информационном партнёрстве - Russia Beyond The Headlines («Российская газета») и http://bilingual-online.net (Международный методсовет по многоязычию и межкультурной коммуникации) открылась ежегодная Неделя русского языка в Германии. В программу первого дня вошла и секция, подготовленная и проведенная при участии научного уруководителя лаборатории Елабужского института КФУ Е.Л. Кудрявцевой «Билингвизм как культурологический и лингвистический феномен нашего времени». Впервые в одной аудитории собрались ведущие эксперты по дву- и многоязычию: Е. Тихомирова-Мадден, д.ф.н. (Интеркультурный молодёжный и семейный центр «Шалаш» при клубе «Диалог», Германия) с докладом «Работа с родителями многоязычных детей: опыт консультанта»; Н. Топай (ZAS, Германия) с презентацией «Интерактивные игры FREPY для билингвальных детей дошкольного и младшего школьного возраста»; Н. Александрова, к.п.н. (Германия) с сообщением «Билингвизм и логопедия»; Е.Симановская, к.ф.н. (ЦДО «Билингва», Германия) с рассказом «Русская субботняя школа как наиболее востребованная форма сохранения русского языка вне Российской Федерации. Специфика и перспективы» и Е. Плаксина, к.п.н. (Издательство Е.Плаксиной, Германия) с представлением настольных книг для родителей и педагогов билингвов.

Е. Л. Кудрявцева, к.п.н. (Международные лаборатории с распределенным участием «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», Россия-Германия-Казахстан-Чехия, Германия) не только рассказала о результатах научно-исследовательской деятельности лаборатории, но и представила последние из продуктов, рассчитанных на практиков, педагогов и родителей: игротеку «Дети мира» и «Календарь-портфолио дошкольника», изданные при софинансировании фонда «Русский мир».

В рамках секции, превратившейся в интерактивный круглый стол, был налажен диалог специалистов дошкольного, школьного и вузовского образования, консультантов-психолога и -логопедов, эксперта по работе с родителями. Участники секции сошлись во мнении, что необходимы: школы для родителей билингвов (Е. Тихомирова), консультационные психолого-логопедические центры (Н. Александрова), ученые с опытом практической работы с билингвами вне РФ как эксперты для онлайн-консультирования педагогов и родителей (Е.Кудрявцева).




 

Источник информации: Пресс-служба Елабужского института КФУ