16 мая 2015
Как оценивать качество образования?

15 мая в Елабужском институте КФУ состоялся круглый стол "Проектирование практико-ориентированных основных профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата" с участием эксперта Экспертного аналитического центра НФПК Кирилла Митрофанова (ВШЭ, г. Москва). Это мероприятие было проведено в рамках второго этапа курсов повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей ОПОП бакалавриата с усилением практической направленности подготовки будущих педагогов по направлению подготовки "Педагогическое образование" ("Учитель основного общего образования"), который проходит в вузе на этой неделе.

В работе круглого стола принимали участие проектные команды УдГУ, Глазовского государственного пединститута им. В.Г.Короленко, Волгоградского государственного социально-педагогического университета и Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртии.

Ведущим заседание, Кириллом Митрофановым, был озвучен ряд наиболее острых вопросов, стоящих перед разработчиками новой модели образования. Самый главный из них - как оценивать подготовку будущего педагога и результат его профессиональной деятельности. Приводя в пример европейскую систему образования, он подчеркнул, что представление о качестве в российской системе образования - это результат сравнения эталонов (формальных показателей, установленных стандартов) с текущими показателями. А между тем в Европе под понятием "качество" понимается соотношение запланированного и полученного образовательных результатов. Допустим, запланированный показатель среднего балла по ЕГЭ в этом году у школы - "67" и по итогам экзаменов, этот показатель совпал с реально полученным. В этом случае, по европейским стандартам, можно было бы сказать, что школа сработала результативно. И уже не так важно, что средний балл по республике составил "68".

Вопрос системы оценки - самый сложный и актуальный для всех сфер деятельности человека, не только в образовании. Не случайно, в России на протяжении многих лет самыми "продаваемыми" на рынке образовательных услуг являются тренинги по целеобразованию и оценке результатов деятельности.

Тестовая система оценки в образовательном процессе, которая получила распространение в России, на взгляд московского эксперта, самый дешевый и быстрый способ оценивания, с рядом отрицательных моментов, поскольку важен не заученный объём информации, а приобретенные умения ученика (студента) находить и использовать нужную информацию. А если нам необходимо оценивать УМЕНИЯ, то экзаменационная форма как способ оценивания не подходит, поскольку в ней оценивается ЗНАНИЕ.

Так, например, В Новой Зеландии при приеме на работу молодого учителя учитываются несколько характеристик:

- ориентация в программе и способах оценки;

- владение техниками организации обучения и навыками менеджмента (способы работы с группами);

- способность планировать программу обучения и программные средства;

- участие в работе школы.

В Австралии молодыми педагогами представляется портфолио, в котором "предлагаются убедительные доказательства того, что они могут анализировать и использовать свой преподавательский опыт". Это серия проведенных уроков и подробное описание учебного процесса на примере 2 учеников, характеристики от ментора (наставника), список и комментарии о внешкольной деятельности специалиста. Портфолио изучается тремя оценщиками - директором учебного заведения, "чужим ментором" и представителем государственных служб, после чего принимается совместное решение о компетенции специалиста.

По мнению Кирилла Митрофанова, подобное оценивание качества обучения не только не противоречит, но и дополняет те стандарты, которые приняты в России.

Мнение эксперта было с интересом выслушано участниками заседания и вызвало оживленное обсуждение. Педагоги понимают, что во многом от разработанных ими проектов будет зависеть результат запланированной реформы системы образования.

Следующий этап повышения квалификации начнется в середине июня и его участниками выступят учителя и руководители учреждений общего образования. Это очень важно, так как реформирование системы педагогического образования требует усиления связи вуза и школы на основе их сетевого взаимодействия.



 

Источник информации: Екатерина Сайбель, пресс-служба Елабужского института КФУ