08 октября 2015
ИТ-бизнес в высшем образовании

Развитие ИТ вообще и отдельных ИТ-компаний в частности во многом зависит от талантливых молодых специалистов. Крупный ИТ-бизнес стремится наладить отношения с ними еще со студенческой скамьи. В ход идут стажировки, корпоративные стипендии и многое другое.

Отдельные компании создают целую систему своего участия в высшем образовании. Например, в ICL Services существует отлаженный механизм повышения технических компетенций студентов профильных вузов.

Хотите взглянуть на него поближе?

Миссия компании в работе со студентами: акцент на образование, а не рекрутинг

Андрей Крехов – заместитель директора по техническим программам ICL Services – так формулирует миссию компании в области работы со студентами:

Набор кадров «для себя» – одна из трех основных задач компании. В ICL Services верят, что ответственность крупного бизнеса – общее развитие регионального ИТ-образования и рынка труда. Поэтому ни одна учебная программа ICL Services не требует от студента обязательств по дальнейшему трудоустройству.

1. Фундаментальное образование на базе вузов

ICL Services тесно сотрудничает с ведущим  вузом КФУ, специализирующимся, в том числе, на ИТ-образовании.

C 2011 года в учебном центре ИТИС КФУ открыты лаборатории Fujitsu Labs – совместный проект ICL Services со стратегическим партнером, корпорацией Fujitsu. Не так давно состоялся набор-2015.

Студенты в течение 2-3 семестров проходят специализацию в лабораториях: изучают технологии, применяемые в ICL Services, и приобретают практический опыт по принципу «от простого к сложному». Дипломы обычно пишутся в рамках реальных проектов ICL Services. Занятия ведут ИТ-специалисты ICL Services (всего 24 курса), дополняя теоретические университетские познания реальной практикой на основе бизнес-задач компании.

Даниил Полях – один из студентов Labs в 2015 году – так оценивает свое образование: «Нас обучают и дают задания, исходя из реальных задач, с которыми можно столкнуться на работе... С первых дней занятий у нас была практика, хотя обычно сначала заваливают тоннами теории. Лично для меня это огромный плюс!».

Пять основных лабораторий – это:

  1. iOS Lab (разработка мобильных приложений);
  2. Retail Lab (подготовка к работе в одном из самых перспективных ИТ-направлений – системах автоматизации торговли и торгового оборудования);
  3. Java Lab (Java-разработка);
  4. Testing Lab (подготовка в области тестирования);
  5. Workplace Lab (подготовка по автоматизации решений для сложных, распределенных и крупных ИТ-инфраструктур).
  6. Лаборатория облачных вычислений и Unix (подготовка к работе с современными облачными технологиями и технологиями Unix; на базе лаборатории выстраивается Центр облачных компетенций).

Заканчивая КФУ, студенты, прошедшие специализацию в лабораториях, обладают расширенной системной подготовкой в рамках университетской программы и бесценным практическим опытом.

Кроме того, ICL Services сотрудничает с КФУ по магистерским программам и специальным проектам (например, связанным с искусственным интеллектом). Развивается и сотрудничество с университетом «Иннополис».

2. Олимпиады для студентов

В ICL Services ежегодно проводятся студенческие и школьные олимпиады по программированию, в том числе Турнир ICL (входит в список соревнований по программированию Факультета компьютерных наук Высшей школы экономики).

Цель турниров – выявить талантливую молодежь и содействовать ее развитию в ИТ-сфере (например, пригласив в Labs). Многие победители таких турниров впоследствии становятся ведущими специалистами ICL Services или других ИТ-компаний региона.

3. Корпоративные стипендиальные программы

Еще одна форма поддержки талантливой молодежи – именные корпоративные стипендии.

Как правило, их получают студенты технических факультетов профильных вузов – КФУ, КНИТУ-КАИ, Казанского государственного энергетического университета и т.д. Именные стипендии также не требуют от студентов обязательств по работе в ICL Services.

Значение таких стипендий – создание благоприятных условий для привлечения специалистов в целом в ИТ.

4. Стажировки

ICL Services предоставляет возможности стажерам широкого круга специальностей: программистам, юристам, специалистам по контролю качества и т.д. Молодые люди на собственном опыте знакомятся с полным циклом работы в ИТ-компании – от серьезного собеседования на входе до проектного менеджмента. Стажировки длинные – 3 месяца, и на выходе специалисты нарабатывают реальные компетенции.

Одни стажировки предполагают возможность трудоустройства, другие – нет. Тем не менее, программы стажировок неизменно встречают интерес студенческой аудитории, а конкурс среди стажеров достигает 20-30 человек на место (!). В целом же более 50% стажеров, пришедших в компанию за первую половину 2015 года, остались в штате ICL Services.

В сфере стажировок мы также сотрудничаем с вузами и вендорами. Это вклад в создание единого образовательного пространства, который нельзя не приветствовать!

5. Специализация. Краткосрочные курсы

Совместно с вузами-партнерами – КНИТУ-КАИ и КФУ – проводятся интенсивные курсы по ИТ-специализации. Как правило, триггером для них становится потребность ICL Services (пере)подготовить студентов ИТ-специальностей для работы на конкретном проекте компании. Однако объемы курса достаточно велики, а программа концентрируется на стандартах и технологиях, а не на специфике конкретного проекта. Выпускникам, даже если они не приходят на работу в ICL Services, выдается корпоративный сертификат. Поэтому часть аудитории использует такие курсы как возможность повышения квалификации.

Иногда такие курсы проводятся на базе компании, в собственном учебном центре. Тогда переподготовку проходят любые желающие ИТ-специалисты, не только студенты.

* * *

Такой подход к участию бизнеса в образовании полезен для всех сторон:

Это пример стратегии win-win, которой ICL Services стремится придерживаться в своей деятельности.