Со 2 марта по 4 марта 2015 года состоялось заседание научно-методического совета (НМС) по экономике УМО классических университетов на базе экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. В его проведении наш институт был представлен заведующей кафедрой экономической теории - д.э.н., профессором Кундакчян Р.М. и к.э.н., доцентом кафедры Балашовой Е.Я.
В ходе заседания были рассмотрены вопросы реформирования системы УМО, совершенствования системы подготовки и аттестации научных кадров, а также подготовки магистров и бакалавров.
По первому вопросу выступил проректор МГУ, профессор Котлобовский И.Б. Он представил 9 укрупненных групп научных специальностей, по которым в декабре 2014 года созданы координационные советы. В группу по экономике и менеджменту вошли следующие специальности: экономическая теория, менеджмент, управление персоналом, государственное и муниципальное управление, бизнес-информатика, торговое дело и товароведение. Основная задача в процессе подготовки состоит в том, чтобы увязать подготовку в ВУЗах с профессиональными стандартами.
Выступления декана экономического факультета МГУ, профессора Аузана А.А. и замдекана по УМО Телешовой И.Г. были посвящены вопросам совершенствования подготовки и аттестации научных кадров. В них особое внимание было уделено тому, что по окончанию аспирантуры каждый выпускник получает 2 квалификации – «Исследователь-преподаватель. Преподаватель», а также в настоящее время разрабатывается нормативный документ по итоговой аттестации на основе изменений, вносимых во ФГОС по аспирантуре. Основная проблема, по мнению выступавших, состоит в сложности стыковки тематики научных исследований по кафедре, паспорта специальностей и тематики диссертационных исследований аспирантов, а также в необходимости увязки перечисленных составляющих с направлениями специальностей, по которым осуществляется защита кандидатских и докторских диссертаций в диссертационных советах.
Рассматривая стандарты подготовки магистров и бакалавров (здесь выступили зам.декана по УМО Телешова И.Г., директор магистратуры Никитушкина И.В. и замдекана по учебной работе Палт М.В.), докладчики остановились на методике разработки ООП в условиях большой свободы, предоставляемой ВУЗам ФГОС-3+ и отсутствия примерной образовательной программы, которая потребует от ВУЗов самостоятельной увязки профессиональных стандартов с предоставляемым ими профессиональным образованием обучающихся. В этих условиях возникает необходимость выбора из общей группы видов деятельности (которых, например, в магистратуре по экономике - восемь), тех, которые реализуются в конкретной программе подготовки. Подобная процедура должна быть внедрена и при подготовке бакалавров.