Каким будет ЕГЭ по иностранным языкам и что ждет сегодняшних выпускников рассказала в беседе с руководителем ЦРК UNIVERSUM+ О.И. Донецкой председатель предметной комиссии ЕГЭ по английскому языку РТ Елена Юрьевна Семушина.
- Уважаемая Елена Юрьевна, какие изменения ожидать в этом году в проведении ЕГЭ по иностранным языкам?
- В 2019 году изменилось задание 40, а именно, выпускникам будет предложено не одна, а две темы эссе на выбор. В остальном содержание КИМ (контрольно-измерительных материалов) по иностранным языкам не изменилось.
- Вы являетесь председателем предметной комиссии ЕГЭ по английскому языку Республики Татарстан и наверняка хорошо знакомы с "кухней" экзамена. Кто становится экспертом? Трудно ли быть экспертом?
- Экспертом предметной комиссии ЕГЭ может стать любой учитель или преподаватель вуза. Для этого, в первую очередь, нужно иметь заинтересованность в работе в комиссии. Учебное заведение «заявляет» потенциального эксперта для включения в комиссию. Затем соискатель проходит три этапа обучения и сдает квалификационные экзамены на каждом этапе. Система обеспечивает отбор «лучших из лучших». Например из 40 заявленных потенциальных экспертов в 2019 году в комиссию были включены только 10 человек.
- Не секрет, что часто учителя жалуются не нехватку информации. Как осуществляется коммуникация между членами предметных комиссий и школьными учителями? Что необходимо сделать, чтобы построить хорошо функционирующую систему постоянной актуализации компетенций учителей в этой области?
- Вся информация о процедуре подготовки, сдачи и проверке работ ЕГЭ находится в свободном доступе в интернете (например, сайт ФИПИ). При желании найти ее не составляет труда. ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) и ИРО (Институт развития образования) предлагают дистанционные курсы по данному направлению.
Кроме того, члены предметной комиссии постоянно участвуют в проведении методических семинаров с учителями общеобразовательных учреждений. Ко мне регулярно обращаются представители районов республики Татарстан и приглашают к себе для проведения обучающих семинаров. Так что самое важное для повышения квалификации в данной области – это желание ее повысить.
- Спасибо, что согласились вести у нас занятия по программе повышения квалификации для вузовских преподавателей "Тестология как инструмент оценки качества обучения по иностранным языкам. Специфика ЕГЭ и ОГЭ". Мы постоянно говорим о необходимости обеспечения преемственности всех ступеней обучения. Но у меня такое ощущение, что вузовские преподаватели выпали из цепочки в вопросах подготовки к ЕГЭ. Это правильное ощущение? Вот мы пытаемся с помощью данной программы хотя бы отчасти устранить этот пробел.
- Абсолютно с Вами согласна. В составе предметной комиссий имеется только несколько преподавателей вузов, что является огромным упущением. Причина одна – отсутствие заинтересованности преподавателей вузов в данной работе. Школьный учитель непосредственно связан с выпускниками, преподает им, от результатов ЕГЭ зависят показатели учебного заведения, место в рейтинге. Кроме того, работа экспертом ЕГЭ приносит бонусы при подтверждении квалификационной категории и, соответственно, влияет на зарплату учителя. В вузе данных показателей нет, поэтому кроме личного интереса преподавателя других мотивировочных факторов не имеется. И, к сожалению, пока эта ситуация не изменится, я не вижу решения данной проблемы.
- Многие жалуются на непродуманность заданий в ЕГЭ, на несоответствие возрасту (особенно в ОГЭ), на отсутствие достаточного количества качественных методических материалов, как для школьников, так и для учителей. Список можно продолжить. Что из него верно?
- Ничего. По крайне мере, по моему предмету. Экзамен по английскому языку был разработан на основе международных экзаменов TOEFL, IELTS и др., так что и структура, и уровень заданий соответствует и возрасту, и уровню знаний, который должен иметь школьник согласно требованиям образовательных стандартов. Однако не секрет, что часть школьников несерьезно относятся к занятиям, есть и учителя, которые недостаточно ответственно подходят к своей работе. Если ученик хорошо учился, готовился к экзамену, то он сдаст на высокий балл. А если бездельничал несколько лет, то получит плохие результаты, и винить в этом ему надо только себя.
- Многих шокируют меры по слежению за учениками и учителями во время экзамена. Некоторый контроль, безусловно, необходим. Но такие строгости... Похожие на антитеррористические мероприятия... Это же все совершенно излишне, по крайней мере, для иностранных языков. Неужели нельзя построить задания и организовать тайминг таким образом, что ни телефоны, ни шпаргалки не помогут? Это не риторический вопрос. Я очень хорошо представляю, как это можно сделать именно для иностранных языков. По другим предметам судить не берусь. Ваше мнение?
- Во время экзамена осуществляется онлайн-наблюдение за учениками и учителями, что необходимо, так как процедура экзамена должна быть прозрачна. Кроме того, проводится досмотр на предмет наличия запрещенных предметов. На мой взгляд, ничего страшного в этом нет. Эта проблема искусственно раздута противниками ЕГЭ. Когда дети проходят аналогичный досмотр в аэропорту, улетая на отдых, никто не нервничает, чего же им переживать здесь? Если совесть чиста, конечно… Изобретательность некоторых несознательных учеников в области жульничества на экзамене безгранична, поверьте моему опыту. Эту бы энергию, да на подготовку направить. Разве не обидно, если один ученик готовился и написал на 80 баллов, а другой просто списал или использовал словарь и получит те же результаты? Это несправедливо. Поэтому и введены подобные строгости.
- Назовите самое главное условие для хорошей сдачи ЕГЭ по иностранным языкам.
- Условие только одно – учиться, учиться и учиться, причем на протяжении 10 лет.