Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
USING IMMERSIVE VIRTUAL ENVIRONMENTS FOR TEACHING AND SOCIALIZING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER
Form of presentationArticles in international journals and collections
Year of publication2024
Языкрусский
  • Boltushkin Anton Aleksandrovich, author
  • Guzelbaeva Guzel Yakhievna, author
  • Kugurakova Vlada Vladimirovna, author
  • Sadretdinova Elvira Azgamovna, author
  • Bibliographic description in the original language Kugurakova V.V., Guzelbaeva G.Y., Sadretdinova E.A., Boltushkin A.A. Using immersive virtual environments for teaching and socializing children with autism spectrum disorder [Ispol'zovanie immersivnyh virtual'nyh sred dlya obucheniya i socializacii detej s rasstrojstvom autisticheskogo spektra] // Kazan medical journal. - 2024. - Vol. 105. - N. 5. - P. 782-796. doi: 10.17816/KMJ593044
    Annotation Исследовательский интерес авторов статьи направлен на развитие детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра и возможности технологий виртуальной реальности для обучения и развития детей в игровой среде. Сделан обзор статей, опубликованных в рецензируемых журналах и размещённых в базе данных Scopus и поисковой системе по научным публикациям Google Scholar за последние 10 лет. Цель обзора — выявление международного исследовательского опыта относительно влияния виртуальных сред и аппаратного обеспечения на детей с расстройством аутистического спектра, их потенциальной эффективности, рекомендуемых условий и ограничений применения виртуальной реальности для социальной адаптации, развития коммуникативных, когнитивных и мотивационных навыков. Проанализированные в обзоре статьи сконцентрированы на изучении следующих вопросов: возможности и результаты применения разных типов технологий виртуальной реальности для развития у детей с аутизмом различных навыков и способностей; использование виртуальной реальности для работы с проблемами и рисками; а также особенности, ограничения и безопасность использования гарнитур для виртуальной реальности детьми с расстройством аутистического спектра. Рекомендовано использование иммерсивной виртуальной среды для детей с аутизмом при следующих условиях: присутствие близких и доверенных людей (воспитателей или родителей), наличие реальных игровых объектов для переключения детей после выхода из виртуальной среды и отвлечения внимания от возможных негативных эффектов использования гаджетов, продолжение общения с ребёнком после сеанса виртуальной реальности в обычном физическом пространстве для практики обучаемого навыка, конкретные временные пределы пребывания в виртуальной среде и др. Сделан вывод о том, что результаты применения технологий виртуальной реальности остаются противоречивыми, однако валидные данные научных исследований позволяют утверждать, что использование иммерсивных виртуальных сред приемлемо, может быть эффективным для обучения детей с расстройством аутистического спектра и при соблюдении определённых условий адекватно ими воспринимается.
    Keywords расстройство аутистического спектра, аутизм, технологии виртуальной реальности, видеоигры, развитие ребёнка, пространственное обучение
    The name of the journal Kazan Medical Journal
    URL https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85206890477&doi=10.17816%2fKMJ593044&partnerID=40&md5=ce03d8e93e06e3421787d57c88e9b051
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=306456&p_lang=2

    Full metadata record