Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ДИНАМИКА МЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2024
Языкрусский
  • Basina Irina Sergeevna, author
  • Prokhorov Aleksandr Oktyabrinovich, author
  • Chernov Albert Valentinovich, author
  • Yusupov Mark Gennadevich, author
  • Bibliographic description in the original language Prokhorov A.O., Chernov A.V., Yusupov M.G., Basina I.S. Dinamika mentalnoy regulyacii psikhicheskikh sostoyaniy studentov v razlichnykh usloviyakh uchebnoy deyatelnosti. // Eksperimentalnaya psikhologiya. – 2024. – T. 17, № 3. – S. 130-143. – DOI 10.17759/exppsy.2024170309
    Annotation В статье исследуются динамические особенности ментальной регуляции психических состояний студентов в различных по напряженности условиях учебной деятельности. Теоретическим основанием исследования являются представления об осознанной регуляции психических состояний, согласно которым ментальная регуляторная система выполняет управляющую функцию по отношению к состояниям субъекта. По результатам эмпирического исследования показана специфика включенности показателей ментальной регуляции в изменение характеристик психических состояний на различных этапах трех основных форм учебной деятельности студентов (лекция, семинар, экзамен). Установлено, что показатели ментальной регуляции (самоотношения, смысложизненные ориентации, рефлексия) обусловливают в среднем 25% вариации интенсивности психических состояний в условиях семинарских и лекционных занятий. Наибольшая включенность и устойчивость корреляционных связей между психическими состояниями и показателями ментальной регуляции наблюдается в начале и конце семинаров и семестровых экзаменов. С возрастанием напряженности учебной ситуации (от лекций к экзаменам) усиливается включенность показателей самоотношения в регуляцию состояний. В динамике ментальной регуляции психических состояний показатели самоотношения выходят на первый план, они связаны с интенсивностью состояний на всех этапах учебной деятельности. В условиях семинарских занятий ведущими в системе взаимосвязей с психическими состояниями являются показатели саморуководства и отраженного самоотношения, в ситуации сдачи экзаменов — самопринятия. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей и психологов в образовании, разрабатывающих технологии повышения эффективности обучения с опорой на внутренние ресурсы студентов, включающие способность целенаправленно изменять свое состояние в соответствии с динамикой учебной деятельности.
    Keywords психические состояния, сознание, динамика, саморегуляция, учебная деятельность, формы обучения.
    The name of the journal Экспериментальная психология
    URL https://psyjournals.ru/journals/exppsy/archive/2024_n3/Prokhorov_Chernov_et_al
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=306261&p_lang=2

    Full metadata record