Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ДИНАМИКА ВЗАИМОСВЯЗИ МЕНТАЛЬНЫХ СТРУКТУР И ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ХОДЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2024
Языкрусский
  • Klimanova Alla Vladlenovna, author
  • Prokhorov Aleksandr Oktyabrinovich, author
  • Chernov Albert Valentinovich, author
  • Bibliographic description in the original language Prokhorov, A.O., Klimanova A.V., Chernov A.V. Dinamika vzaimosvyazi mentalnykh struktur i effektivnosti samoregulyacii polozhitelnykh sostoyaniy v khode uchebnykh zanyatiy studentov // Obrazovanie i samorazvitie. – 2024. – T. 19, № 3. – S. 134-148. – DOI 10.26907/esd.19.3.10
    Annotation данной статье приведены результаты исследования, которое посвящено динамике изменений положительных психических состояний в ходе учебной деятельности студентов высшего учебного заведения, их взаимосвязи с ментальными структурами и эффективностью саморегуляции состояний. Взаимосвязи ментальных структур (рефлексивных, смысловых, системы Я) с положительными психическими состояниями исследовались и впоследствии анализировались в ходе учебного занятия (начало занятия, середина, где прослеживается пик активности студентов, и конец занятия). Целью исследования был анализ взаимосвязи структур сознания с эффективностью саморегуляции положительных состояний в динамике учебной деятельности студентов. Исследование особенностей психических состояний и эффективности их саморегуляции осуществлялось в ходе выполнения студентами группового задания на семинарском занятии. В работе использовались известные методики диагностики ментальных структур и психических состояний, а также специально разработанный инструментарий изучения эффективности саморегуляции и выраженности положительных состояний. Выявлено, что к середине учебного занятия интенсивность положительных состояний усиливается, а к завершению – происходит снижение активности переживаний студентов. Показана связь положительных состояний с активностью ментальных структур на занятии и высоким уровнем эффективности саморегуляции. Обнаружено, что эффективность саморегуляции состояний в начале занятия связана со смысловыми структурами, в середине – со смысловыми структурами и с самооценкой, в конце занятия особое значение приобретают рефлексивные структуры. Полученные результаты обладают новизной и могут быть использованы для разработки методов актуализации и поддержания положительных состояний в ходе учебной деятельности.
    Keywords динамика состояний, положительные состояния, ментальная структура, эффективность саморегуляции, учебная деятельность.
    The name of the journal Образование и саморазвитие
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=306258&p_lang=2

    Full metadata record