Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ASSESSMENT OF THE QUALITY OF THE KINDERGARTEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH ASD: ECERS-R
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2024
Языкрусский
  • Bashinova Svetlana Nikolaevna, author
  • Vasina Veronika Viktorovna, author
  • Nigmatullina Irina Aleksandrovna, author
  • Sadretdinova Elvira Azgamovna, author
  • Bibliographic description in the original language Assessment of the Quality of the Kindergarten Educational Environment for Children with ASD: ECERS-R (2024-10-31) / Autizm i narusheniya razvitiya. 2024. Tom 22. № 3. S. 30–39
    Annotation Актуальность и цель. При комплексном сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) особое внимание уделяется созданию специальной образовательной среды. Проведена апробация ин струмента Шкала оценки окружающей среды в раннем детстве (ECERS-R) при исследовании качества образовательной среды в дошкольной образовательной организации (ДОО) для детей с РАС. Учитывалось, что инструмент ECERS-R создан для оценки среды в ДОО для обычных детей. Методы и методики. Диагностическая методика ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scale) оцени вает основные составляющие образовательной среды ДОО по семи областям: пространство и оборудование; присмотр и уход за детьми; речь и мышление; занятия; взаимодействие; структурирование педагогической работы; родители и воспитатели. В 10 группах детей в возрасте от 2-х до 8-ми лет специального (коррекционного) детского сада для детей с РАС «МЫ ВМЕСТЕ» проведен оценочный мониторинг качества работы ДОО внешними и внутренними (сотрудниками ДОО) экспертами при помощи ECERS-R. Результаты. В целом, сотрудники детского сада, ежедневно работая с детьми в данной образовательной среде, значи тельно выше оценили ее качество, чем внешние эксперты, не имеющие опыта работы с детьми с РАС. Наиболее сильные стороны организации среды в ДОО для детей с РАС: «взаимодействие педагогов с детьми» (внешние эксперты оценили в 5,3 б., внутренние в 6,4 б.) и «структурирование программы и самой педагогической работы» (внешние эксперты — 4,2 б., внутренние — 6 б.). Более низкие результаты получены по шкалам: «развитие речи и мышления» (внешние эксперты — 2,4 б., внутренние — 3,5 б.), «занятия» (внешние эксперты — 2,7 б., внутренние — 3,1 б.). Внутренние эксперты за уход за детьми поставили 3,4 б., внешние эксперты оценили уход как более сложный — в 3,6 б. Выводы. Установлено, что инструмент не оценивает некоторые специальные условия для детей с РАС: созда ние обедненной среды для формирования навыков просьбы, концентрации, инициативного социального поведения; создание индивидуальных условий для разгрузки каждого ребенка. Для качественной оценки образовательной среды с помощью методики ECERS-R в садике со специальной (коррекционной) направленностью инструмент нуждается в адаптации с учетом особых образовательных потребностей детей. Целесообразно введение дополнительных шкал в зависимости от нозологической группы.
    Keywords расстройства аутистического спектра, дошкольный возраст, комплексная оценка качества образовательной среды, инструмент Early Childhood Environment Rating Scales (ECERS-R), мониторинг
    The name of the journal Аутизм и нарушения развития
    URL https://doi.org/10.17759/autdd.2024220304
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=306024&p_lang=2

    Full metadata record