Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2024 |
Язык | русский |
|
Bashinova Svetlana Nikolaevna, author
Vasina Veronika Viktorovna, author
Nigmatullina Irina Aleksandrovna, author
|
|
Sadretdinova Elvira Azgamovna, author
|
Bibliographic description in the original language |
Sadretdinova E.A., Bashinova S.N., Nigmatullina I.A., Vasina V.V. Ocenka kachestva obrazovatelnoy sredy v detskom sadu dlya detey s RAS: metodika ECERS-R // Autizm i narusheniya razvitiya, 2024, t. 22, 3,S. 29-39 |
Annotation |
Актуальность и цель. При комплексном сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) необходимо создание особой образовательной среды. Проведено исследование качества образовательной среды коррекционной дошкольной образовательной организации (ДОО) для детей с РАС при помощи инструмента Шкала оценки окружающей среды в раннем детстве (ECERS-R), созданного для оценки среды в ДОО для обычных детей.
Методы и методики. Диагностическая методика ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scale) оценивает основные составляющие образовательной среды дошкольной организации (ДО) по семи областям: «пространство и оборудование»; «присмотр и уход за детьми»; «речь и мышление»; «занятия»; «взаимодействие»; «структурирование педагогической работы»; «родители и воспитатели». В 10 группах детей в возрасте от 2 до 8 лет специального (коррекционного) детского сада для детей с РАС «МЫ ВМЕСТЕ» проведен оценочный мониторинг качества работы ДОО внешними и внутренними (сотрудниками ДОО) экспертами.
Результаты. Выявлены наиболее сильные стороны организации образовательной среды детского сада для детей с РАС: «взаимодействие педагогов с детьми» и «структурирование программы и самой педагогической работы». Более низкие результаты получены по шкалам: «развитие речи и мышления», «занятия». Помещение и оборудование оценены внешними и внутренними экспертами одинаково (4,5 балла), что косвенно свидетельствует об объективности экспертной оценки. Внутренние эксперты в вопросах ухода за детьми с РАС поставили себе низкие баллы – 3,4 балла. Внешние эксперты оценили сложность (трудность) ухода за детьми с РАС выше – 3,6 балла.
Выводы. В целом, сотрудники детского сада, ежедневно работая с детьми в данной образовательной среде, значительно выше оценили ее качество, чем внешние эксперты. Это обусловлено спецификой образовательной среды для детей с РАС, а также индивидуальными особенностями детей. Для качественной оценки образовательной среды с помощью ECERS-R в садике со специальной (коррекционной) направленностью инструмент нуждается в адаптации с учетом особых образовательных потребностей детей. Используя результаты исследования, сотрудники ДОО «МЫ ВМЕСТЕ» планируют доработку образовательной среды.
|
Keywords |
расстройства аутистического спектра (РАС); дошкольный возраст; комплексная оценка качества образовательной среды; инструмент Early Childhood Environment Rating Scales (ECERS-R); детский сад для детей с РАС МЫ ВМЕСТЕ; мониторинг |
The name of the journal |
Аутизм и нарушения развития
|
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=305742&p_lang=2 |
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Bashinova Svetlana Nikolaevna |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Vasina Veronika Viktorovna |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Nigmatullina Irina Aleksandrovna |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Sadretdinova Elvira Azgamovna |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2024-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2024 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Садретдинова Э.А., Башинова С.Н., Нигматуллина И.А., Васина В.В. Оценка качества образовательной среды в детском саду для детей с РАС: методика ECERS-R // Аутизм и нарушения развития, 2024, т. 22, 3,С. 29-39 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=305742&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Аутизм и нарушения развития |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Актуальность и цель. При комплексном сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) необходимо создание особой образовательной среды. Проведено исследование качества образовательной среды коррекционной дошкольной образовательной организации (ДОО) для детей с РАС при помощи инструмента Шкала оценки окружающей среды в раннем детстве (ECERS-R), созданного для оценки среды в ДОО для обычных детей.
Методы и методики. Диагностическая методика ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scale) оценивает основные составляющие образовательной среды дошкольной организации (ДО) по семи областям: «пространство и оборудование»; «присмотр и уход за детьми»; «речь и мышление»; «занятия»; «взаимодействие»; «структурирование педагогической работы»; «родители и воспитатели». В 10 группах детей в возрасте от 2 до 8 лет специального (коррекционного) детского сада для детей с РАС «МЫ ВМЕСТЕ» проведен оценочный мониторинг качества работы ДОО внешними и внутренними (сотрудниками ДОО) экспертами.
Результаты. Выявлены наиболее сильные стороны организации образовательной среды детского сада для детей с РАС: «взаимодействие педагогов с детьми» и «структурирование программы и самой педагогической работы». Более низкие результаты получены по шкалам: «развитие речи и мышления», «занятия». Помещение и оборудование оценены внешними и внутренними экспертами одинаково (4,5 балла), что косвенно свидетельствует об объективности экспертной оценки. Внутренние эксперты в вопросах ухода за детьми с РАС поставили себе низкие баллы – 3,4 балла. Внешние эксперты оценили сложность (трудность) ухода за детьми с РАС выше – 3,6 балла.
Выводы. В целом, сотрудники детского сада, ежедневно работая с детьми в данной образовательной среде, значительно выше оценили ее качество, чем внешние эксперты. Это обусловлено спецификой образовательной среды для детей с РАС, а также индивидуальными особенностями детей. Для качественной оценки образовательной среды с помощью ECERS-R в садике со специальной (коррекционной) направленностью инструмент нуждается в адаптации с учетом особых образовательных потребностей детей. Используя результаты исследования, сотрудники ДОО «МЫ ВМЕСТЕ» планируют доработку образовательной среды.
|
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
|
ru_RU |
dc.title |
Оценка качества образовательной среды в детском саду для детей с РАС: методика ECERS-R |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|