Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИММЕРСИВНЫХ ВИРТУАЛЬНЫХ СРЕД ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2024
Языкрусский
  • Boltushkin Anton Aleksandrovich, author
  • Guzelbaeva Guzel Yakhievna, author
  • Kugurakova Vlada Vladimirovna, author
  • Sadretdinova Elvira Azgamovna, author
  • Bibliographic description in the original language Kugurakova V.V., Guzelbaeva G.Ya., Sadretdinova E.A., Boltushkin A.A. Ispolzovanie immersivnykh virtualnykh sred dlya obucheniya i socializacii detey s rasstroystvom autisticheskogo spektra // Kazanskiy medicinskiy zhurnal. - 2024. - T. 105. - №5. - C. 782-796. doi: 10.17816/KMJ593044
    Annotation Исследовательский интерес авторов статьи направлен на развитие детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра и возможности технологий виртуальной реальности для обучения и развития детей в игровой среде. Сделан обзор статей, опубликованных в рецензируемых журналах и размещённых в базе данных Scopus и поисковой системе по научным публикациям Google Scholar за последние 10 лет. Цель обзора — выявление международного исследовательского опыта относительно влияния виртуальных сред и аппаратного обеспечения на детей с расстройством аутистического спектра, их потенциальной эффективности, рекомендуемых условий и ограничений применения виртуальной реальности для социальной адаптации, развития коммуникативных, когнитивных и мотивационных навыков. Проанализированные в обзоре статьи сконцентрированы на изучении следующих вопросов: возможности и результаты применения разных типов технологий виртуальной реальности для развития у детей с аутизмом различных навыков и способностей; использование виртуальной реальности для работы с проблемами и рисками; а также особенности, ограничения и безопасность использования гарнитур для виртуальной реальности детьми с расстройством аутистического спектра. Рекомендовано использование иммерсивной виртуальной среды для детей с аутизмом при следующих условиях: присутствие близких и доверенных людей (воспитателей или родителей), наличие реальных игровых объектов для переключения детей после выхода из виртуальной среды и отвлечения внимания от возможных негативных эффектов использования гаджетов, продолжение общения с ребёнком после сеанса виртуальной реальности в обычном физическом пространстве для практики обучаемого навыка, конкретные временные пределы пребывания в виртуальной среде и др. Сделан вывод о том, что результаты применения технологий виртуальной реальности остаются противоречивыми, однако валидные данные научных исследований позволяют утверждать, что использование иммерсивных виртуальных сред приемлемо, может быть эффективным для обучения детей с расстройством аутистического спектра и при соблюдении определённых условий адекватно ими воспринимается.
    Keywords расстройство аутистического спектра, аутизм, технологии виртуальной реальности, видеоигры, развитие ребёнка, пространственное обучение
    The name of the journal Казанский медицинский журнал
    URL https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/593044
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=305221&p_lang=2

    Full metadata record