Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ПРЕДПОСЛЫКИ РАДИКАЛИЗАЦИИ И ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2019
Языкрусский
  • Palekha Ekaterina Sergeevna, author
  • Galieva Roksana Oktaevna, author
  • Bibliographic description in the original language Palekha E.S., Galieva R.O. Predposlyki radikalizacii i vovlecheniya uchashheysya molodezhi v deyatelnost terroristicheskikh organizaciy // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal». – №3(134). – 2019. – S. 108-114.
    Annotation В статье рассматриваются предпосылки вовлечения учащейся молодежи в деятельность террористических организаций; дается анализ комплекса факторов, влияющих на их выбор на этапе обучения в среднем, средне-специальном или высшем учебном заведении. Авторы исходят из представления о том, что имеется ряд внутренних и внешних предпосылок, способствующих принятию той или иной стороны в радикальном политико-религиозном конфликте, и что подобный выбор представляется возможным предотвратить в случае, если образовательно-воспитательные учреждения обладают комплексом современных механизмов профилактики отклоняющегося поведения. Новизной исследования является то, что с позиций комплексного подхода рассматривается совокупность интра- и экстра-факторов (особенности личности, актуальная ситуация, образовательная среда, интернет-контентные предпочтения), что позволяет подойти к анализу совершения радикального выбора с учетом его психологической, языковой и социальной составляющих. Данное многоаспектное явление исследуется на материале реальных ситуаций принятия решений об участии учащихся в радикальных мероприятиях и дополнено данными, полученными в ходе индивидуальных бесед (интервью), психологической диагностики, а также психолого-лингвистического экспертного исследования функционала воздействующего интернет-контента, к которому обращались испытуемые. В результате исследования были выявлены связи между особенностями переживания выбора личностью, склонной к террористической деятельности, ее характеристиками, коммуникативной и жизненной ситуацией, воздействующим потенциалом видеоматериалов сети Интернет, а также отсутствием комплекса мер превентивного характера в учебных заведениях страны. Авторы приходят к выводу о том, что именно сочетание факторов различной этиологии играет ключевую роль в формировании того или иного предпочтения у обучаемого и определяет решение об участии в деятельности террористической организации. Учет этих факторов важен при разработке комплекса мер профилактики преступлений террористической и экстремистской направленности в воспитательно-образовательных учреждениях на территории Российской Федерации, а также при дальнейшей реадаптации и ресоциализации лиц, отбывших наказание и освободившихся из исправительного учреждения. Настоящее исследование является результатом многолетней работы авторов с лицами, входящими в «группу риска», а также материалами, формирующими радикальное мировосприятие и предпосылки для так называемого отклоняющегося поведения радикального толка. Рекомендовано педагогам, психологам, специалистам служб практической психологии образования, руководителям образовательных учреждений.
    Keywords отклоняющееся поведение, профилактика в учебной среде, учащаяся молодежь, группа риска, особенности личности террориста, коммуникативное воздействие, механизм вовлечения, выбор
    The name of the journal Казанский педагогический журнал
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=301350&p_lang=2

    Full metadata record