Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2024
Языкрусский
  • Zaripova Rinata Raisovna, author
  • Bibliographic description in the original language Zaripova R. R. Formirovanie polilingvalnoy predmetno-metodicheskoy kompetencii u budushhikh uchiteley-predmetnikov v polilingvalnoy obrazovatelnoy srede // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Koncept». – 2024. – № 4 (aprel). – S. 173–189. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241050.htm.
    Annotation В свете эффективной реализации стратегий билингвального и полилингвального образования в Республике Татарстан настоящее исследование обращает внимание на инициированный в 2018 году проект «Учитель-би- и полилингв», реализуемый на платформе Казанского федерального университета. Основной целью проекта является подготовка учителей предметников, способных вести образовательную деятельность на трех языках и владеющих теоретико-практическими основами би- и полилингвального обучения. В статье освещается необходимость трансформации дидактического обеспечения для подготовки педагогических кадров, которое бы учитывало особенности полилингвальной образовательной среды. Существующее обеспечение, ориентированное на монолингвальные образовательные учреждения, не способствует эффективной работе педагогов в полилингвальной среде. В связи с этим автор предлагает дополнить комплекс универсальных и общепрофессиональных компетенций специальной полилингвальной предметно-методической компетенцией. Целью исследования является разработка комплекса мер по формированию полилингвальной предметно-методической компетенции и проверка его эффективности. В ходе работы был проведен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по данной теме, в котором автор отмечает накопленный опыт в области подготовки специалистов и учителей многоязычия, основанный на современных научно-методических подходах. Рассмотрены работы, посвященные формированию предметной иноязычной компетенции, многоязычной компетентности, методическому творчеству креативного учителя иностранного языка, а также формированию многоязычия у студентов языковых вузов. Проведена апробация разработанного комплекса мер по формированию полилингвальной предметно-методической компетенции у будущих учителей-предметников в полилингвальной образовательной среде. Эксперимент проводился на базе Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета в течение пяти лет с участием 72 студентов пятого курса, изучающих полилингвальные образовательные программы. Основной метод эксперимента включал диагностику уровня сформированности компетенции с помощью международного экзамена Teaching Knowledge Test – CLIL, адаптированного для русскоязычной аудитории. Анализ результатов показал, что большинство участников эксперимента имели продвинутый уровень сформированности полилингвальной предметно-методической компетенции. Однако студентам оказалось сложным вести учебные занятия по методологии CLIL из-за отсутствия практических навыков в этой области. Рекомендуется уделить особое внимание формированию практических навыков у будущих учителей предметников, занимающихся полилингвальными образовательными программами, чтобы они могли успешно применять полилингвальную методологию в своей педагогической деятельности. Результаты работы позволят определить эффективность предложенных мер и их применимость в полилингвальной образовательной среде.
    Keywords педагогическое образование, билингвальное образование, предметно-языковое интегрированное обучение, полилингвальная образовательная среда, полилингвальное образование, полилингвальная предметно-методическая компетенция, тест tkt-clil
    The name of the journal Концепт
    On-line resource for training course http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/183689/F_38917.pdf?sequence=1&isAllowed=y
    URL https://e-koncept.ru/2024/241050.htm
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=299500&p_lang=2
    Resource files 
    File name Size (MB) Format  
    F_38917.pdf 0,84 pdf show / download

    Full metadata record