Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ГАБДУЛХАКОВ, В.Ф. (2024). ЭНТРОПИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ ГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. // СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 121 (1), 32–43. HTTPS://DOI.ORG/10.24412/2782-4519-2024-1121-32-43
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2024
Языкрусский
  • Gabdulkhakov Valeryan Faritovich, author
  • Bibliographic description in the original language Gabdulkhakov, V.F. (2024). Entropiya funkcionalnoy i predmetnoy gramotnosti v usloviyakh preemstvennosti doshkolnogo i nachalnogo obrazovaniya. // Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie, 121 (1), 32–43. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-32-43
    Annotation Цель статьи – показать результаты исследования по энтропии функциональной и предметной гра мотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности дошкольной (предшкольной) и начальной ступени образования. Выделены и проанализированы доминирующие в образовательной практике стратегии противодействия энтропии (модели негэнтропии). Эмпиричес кой базой исследования были образовательные учреждения Татарстана, Чувашии, Ленинградской, Новосибирской областей. В ходе диагностики уровня развития функциональной и предметной гра мотности у детей дошкольного и младшего школьного возраста было установлено, что оба вида гра мотности имеют тенденцию к энтропии – к утрате сформированных знаний, умений, универсальных учебных действий, компетенций. Выделенные из опыта работы педагогов доминирующие стратегии формирования функциональной и предметной грамотности оказывают разное противодействие энт ропии. Однако, пока до конца не ясно, каким стратегиям следует отдавать предпочтение. Проблема заключается в том, что выделенные стратегии (модели) противодействия энтропии не достаточно учитывают зоны бифуркации (зоны неожиданной утраты сформированных знаний и уме ний), педагоги не всегда понимают, что работает на функциональную грамотность, а что – на пред метную, как совмещать или интегрировать методические средства функциональной грамотности и методические средства предметной грамотности. В качестве методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, педагоги ческое наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования на междуна родных и всероссийских научно-практических конференциях, математическая обработка данных. Всего в экспериментах (диагностических и формирующих) в течение трех лет (2020–2024) приняли участие 701 педагогов (347 воспитателей детских садов и 354 учителей начальных классов), исследо ваны предпосылки функциональной и предметной грамотности у детей 6–7 лет (324 диалога), а также функциональная и предметная грамотность у детей 7–10 лет (453 ответа). Основными результатами исследования стали доминирующие модели: 1) интегрирован ного развития функциональной и предметной грамотности; 2) параллельного развития той и дру гой грамотности; 3) формирования предметной грамотности без интеграции с работой по разви тию функциональной грамотности. Доказано, что наиболее эффективной моделью формирования функциональной и предметной грамотности является модель, связанная с формированием только предметной грамотности: эта модель обеспечивает развитие как предметной, так и функциональ ной грамотности. Выводы: результаты исследования говорят о том, что в дошкольных и школьных учреждениях России еще мало вариативных моделей, способных противодействовать энтропии функциональной и предметной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии, дидактические средства формирования функциональной и предметн
    Keywords энтропия, функциональная грамотность, предметная грамотность, стратегии, модели негэнтропии, дошкольное образование, начальное образование
    The name of the journal Современное дошкольное образование. Теория и практика
    URL https://sdo-journal.ru/journal/articles/gabdulkhakov-v-f-entropiya-funktsionalnoy-i-predmetnoy-gramotnosti-v-usloviyakh-preemstvennosti-dosh/
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=295610&p_lang=2
    Resource files 
    File name Size (MB) Format  
    F_St.Gabdulkhakov_ENTROPIYa.pdf 1,77 pdf show / download

    Full metadata record