Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
КОГНИТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЯЗЫКА
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2023
Языкрусский
  • Shishova Evgeniya Olegovna, author
  • Bibliographic description in the original language Vera Yu. Khotinec, Evgeniya O. Shishova, Oksana V. Kozhevnikova, Darya S. Medvedeva, Yuliya O. Novgorodova. Kognitivnaya regulyaciya mladshikh shkolnikov-bilingvov v processe izucheniya tretego yazyka // Nauchnyy zhurnal «Obrazovanie i samorazvitie«. 2023. Tom 18, № 3, S. 215-229.
    Annotation В работе ставятся вопросы о возможности экстраполяции эффектов билингвизма на трилингвизм в младшем школьном возрасте, об усилении/снижении когнитивной регуляции у детей-билингвов в процессе/результате овладения ими другими языками. Целью пилотажного исследования является выявление возможностей когнитивной регуляции у младших школьников-билингвов в образовательной ситуации изучения третьего языка. В исследовании приняли участие школьники вторых классов (N=60) в возрасте от 8 до 9,8 лет (M=8,8, SD=0,36), среди которых 30 человек с несбалансированным билингвизмом (N=30, 15 мальчиков, 15 девочек) из национальной удмуртской гимназии и 30 – монолингвы с родным русским языком (N=30, 13 мальчиков, 17 девочек) из общеобразовательной школы г. Ижевска Удмуртской Республики. Для измерения компонентов когнитивной регуляции использованы: тестовая батарея NEPSY-II (детский вариант в печатном виде): «Повторение предложений», «Память на конструирование», «Торможение»; компьютерные тестовые пробы Программного обеспечения инструментария психолога «Практика – МГУ»: Stroop Test, Shulte Tables, Memory for geometric shapes, Go-NoGo. Основной статистический метод анализа данных эмпирического исследования – структурное моделирование (моделирование структурными уравнениями). Результаты пилотажного исследования показывают возможный синкретический (смешанный) эффект билингвизма в процессе овладения третьим языком младшими школьниками с необходимостью его контроля в образовательной ситуации. Допускаем, что билингвизм в образовательной ситуации изучения третьего языка, как предиктор когнитивных изменений, обеспечивает преимуществами в самоорганизации субсистем регуляторных процессов когнитивного уровня и, наряду с этим, порождает трудности в связи с высокой регуляторной нагрузкой.
    Keywords билингвизм, трилингвизм, изучение третьего языка, когнитивная регуляция, executive functions, исполнительные/управляющие/регуляторные функции, младший школьный возраст.
    The name of the journal Образование и саморазвитие
    URL https://eandsdjournal.kpfu.ru/
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=288943&p_lang=2

    Full metadata record