Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2023 |
Язык | русский |
|
Shishova Evgeniya Olegovna, author
|
Bibliographic description in the original language |
Vera Yu. Khotinec, Evgeniya O. Shishova, Oksana V. Kozhevnikova, Darya S. Medvedeva, Yuliya O. Novgorodova. Kognitivnaya regulyaciya mladshikh shkolnikov-bilingvov v processe izucheniya tretego yazyka // Nauchnyy zhurnal «Obrazovanie i samorazvitie«. 2023. Tom 18, № 3, S. 215-229. |
Annotation |
В работе ставятся вопросы о возможности экстраполяции эффектов билингвизма на трилингвизм в младшем школьном возрасте, об усилении/снижении когнитивной регуляции у детей-билингвов в процессе/результате овладения ими другими языками. Целью пилотажного исследования является выявление возможностей когнитивной регуляции у младших школьников-билингвов в образовательной ситуации изучения третьего языка. В исследовании приняли участие школьники вторых классов (N=60) в возрасте от 8 до 9,8 лет (M=8,8, SD=0,36), среди которых 30 человек с несбалансированным билингвизмом (N=30, 15 мальчиков, 15 девочек) из национальной удмуртской гимназии и 30 – монолингвы с родным русским языком (N=30, 13 мальчиков, 17 девочек) из общеобразовательной школы г. Ижевска Удмуртской Республики.
Для измерения компонентов когнитивной регуляции использованы: тестовая батарея NEPSY-II (детский вариант в печатном виде): «Повторение предложений», «Память на конструирование», «Торможение»; компьютерные тестовые пробы Программного обеспечения инструментария психолога «Практика – МГУ»: Stroop Test, Shulte Tables, Memory for geometric shapes, Go-NoGo. Основной статистический метод анализа данных эмпирического исследования – структурное моделирование (моделирование структурными уравнениями).
Результаты пилотажного исследования показывают возможный синкретический (смешанный) эффект билингвизма в процессе овладения третьим языком младшими школьниками с необходимостью его контроля в образовательной ситуации. Допускаем, что билингвизм в образовательной ситуации изучения третьего языка, как предиктор когнитивных изменений, обеспечивает преимуществами в самоорганизации субсистем регуляторных процессов когнитивного уровня и, наряду с этим, порождает трудности в связи с высокой регуляторной нагрузкой. |
Keywords |
билингвизм, трилингвизм, изучение третьего языка, когнитивная регуляция, executive functions, исполнительные/управляющие/регуляторные функции, младший школьный возраст. |
The name of the journal |
Образование и саморазвитие
|
URL |
https://eandsdjournal.kpfu.ru/ |
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=288943&p_lang=2 |
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Shishova Evgeniya Olegovna |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Вера Ю. Хотинец, Евгения О. Шишова, Оксана В. Кожевникова, Дарья С. Медведева, Юлия О. Новгородова. Когнитивная регуляция младших школьников-билингвов в процессе изучения третьего языка // Научный журнал «Образование и саморазвитие«. 2023. Том 18, № 3, С. 215-229. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=288943&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Образование и саморазвитие |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В работе ставятся вопросы о возможности экстраполяции эффектов билингвизма на трилингвизм в младшем школьном возрасте, об усилении/снижении когнитивной регуляции у детей-билингвов в процессе/результате овладения ими другими языками. Целью пилотажного исследования является выявление возможностей когнитивной регуляции у младших школьников-билингвов в образовательной ситуации изучения третьего языка. В исследовании приняли участие школьники вторых классов (N=60) в возрасте от 8 до 9,8 лет (M=8,8, SD=0,36), среди которых 30 человек с несбалансированным билингвизмом (N=30, 15 мальчиков, 15 девочек) из национальной удмуртской гимназии и 30 – монолингвы с родным русским языком (N=30, 13 мальчиков, 17 девочек) из общеобразовательной школы г. Ижевска Удмуртской Республики.
Для измерения компонентов когнитивной регуляции использованы: тестовая батарея NEPSY-II (детский вариант в печатном виде): «Повторение предложений», «Память на конструирование», «Торможение»; компьютерные тестовые пробы Программного обеспечения инструментария психолога «Практика – МГУ»: Stroop Test, Shulte Tables, Memory for geometric shapes, Go-NoGo. Основной статистический метод анализа данных эмпирического исследования – структурное моделирование (моделирование структурными уравнениями).
Результаты пилотажного исследования показывают возможный синкретический (смешанный) эффект билингвизма в процессе овладения третьим языком младшими школьниками с необходимостью его контроля в образовательной ситуации. Допускаем, что билингвизм в образовательной ситуации изучения третьего языка, как предиктор когнитивных изменений, обеспечивает преимуществами в самоорганизации субсистем регуляторных процессов когнитивного уровня и, наряду с этим, порождает трудности в связи с высокой регуляторной нагрузкой. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
билингвизм |
ru_RU |
dc.subject |
трилингвизм |
ru_RU |
dc.subject |
изучение третьего языка |
ru_RU |
dc.subject |
когнитивная регуляция |
ru_RU |
dc.subject |
executive functions |
ru_RU |
dc.subject |
исполнительные/управляющие/регуляторные функции |
ru_RU |
dc.subject |
младший школьный возраст. |
ru_RU |
dc.title |
Когнитивная регуляция младших школьников-билингвов в процессе изучения третьего языка |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|