Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ СЛОЖНОСТИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2023
Языкрусский
  • Gafiyatova Elzara Vasilovna, author
  • Solnyshkina Marina Ivanovna, author
  • Bibliographic description in the original language Gafiyatova E.V. Leksicheskie prediktory slozhnosti uchebnykh tekstov po russkomu yazyku kak inostrannomu /Galyavieva L.Sh., Solnyshkina M.I. // Filologiya i kultura. 2023. № 2 (72).- s. 33-44 (VAK)
    Annotation В статье представлены результаты сравнительного анализа лексической сложности учебных текстов, используемых в практике преподавания русского языка как иностранного. Размер корпуса исследования составляет около 0.5 млн. слов и равномерно распределен между шестью уровнями владения языком (А1-С2, Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным, далее - РГССУ). Алгоритм анализа был продемонстрирован на материале текстов уровня В2, для которых с помощью автоматических анализаторов RuLex (rulex.kpfu.ru) и RuLingva (rulingva.kpfu.ru) были рассчитаны значения 8 предикторов сложности: количество словоформ и лемм, длина предложения, длина слова, лексическое разнообразие (ЛР), терминологическая плотность, читабельность (MSIS) и частотность. На основании полученных метрик данных параметров было осуществлено сравнение сложности текстов уровня В2, продемонстрировавшее существенные различия всех параметров за исключением длины слова. Типичной для уровня В2 следует признать среднюю длину слова в 2.26 слога. Рост лексического разнообразия от уровня к уровню незначительный и находится в диапазоне 0.3 - 0.5. Рост сложности текстов по РКИ сопровождается увеличением терминологической плотности и ростом индекса читабельности. Поскольку текст по РКИ является важным источником лингвокультурной информации, полученные выводы могут быть полезны исследователям, разработчикам учебных и контрольно-измерительных материалов, а также преподавателям в процессе выбора учебного текста.
    Keywords Русский язык как иностранный, лексическое разнообразие, учебные тексты, сложность текста, предикторы сложности, читабельность
    The name of the journal Филология и культура. Philology and Culture.
    URL https://kpfu.ru/philology-culture/philology-and-culture
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=288003&p_lang=2

    Full metadata record