Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2023 |
Язык | русский |
|
Gafiyatova Elzara Vasilovna, author
Solnyshkina Marina Ivanovna, author
|
Bibliographic description in the original language |
Gafiyatova E.V. Leksicheskie prediktory slozhnosti uchebnykh tekstov po russkomu yazyku kak inostrannomu /Galyavieva L.Sh.,
Solnyshkina M.I. // Filologiya i kultura. 2023. № 2 (72).- s. 33-44 (VAK)
|
Annotation |
В статье представлены результаты сравнительного анализа лексической сложности учебных текстов, используемых в практике преподавания русского языка как иностранного. Размер корпуса исследования составляет около 0.5 млн. слов и равномерно распределен между шестью уровнями владения языком (А1-С2, Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным, далее - РГССУ). Алгоритм анализа был продемонстрирован на материале текстов уровня В2, для которых с помощью автоматических анализаторов RuLex (rulex.kpfu.ru) и RuLingva (rulingva.kpfu.ru) были рассчитаны значения 8 предикторов сложности: количество словоформ и лемм, длина предложения, длина слова, лексическое разнообразие (ЛР), терминологическая плотность, читабельность (MSIS) и частотность. На основании полученных метрик данных параметров было осуществлено сравнение сложности текстов уровня В2, продемонстрировавшее существенные различия всех параметров за исключением длины слова. Типичной для уровня В2 следует признать среднюю длину слова в 2.26 слога. Рост лексического разнообразия от уровня к уровню незначительный и находится в диапазоне 0.3 - 0.5. Рост сложности текстов по РКИ сопровождается увеличением терминологической плотности и ростом индекса читабельности. Поскольку текст по РКИ является важным источником лингвокультурной информации, полученные выводы могут быть полезны исследователям, разработчикам учебных и контрольно-измерительных материалов, а также преподавателям в процессе выбора учебного текста. |
Keywords |
Русский язык как иностранный, лексическое разнообразие, учебные тексты, сложность текста, предикторы сложности, читабельность |
The name of the journal |
Филология и культура. Philology and Culture.
|
URL |
https://kpfu.ru/philology-culture/philology-and-culture |
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=288003&p_lang=2 |
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Gafiyatova Elzara Vasilovna |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Solnyshkina Marina Ivanovna |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Гафиятова Э.В. Лексические предикторы сложности учебных текстов по русскому языку как иностранному /Галявиева Л.Ш.,
Солнышкина М.И. // Филология и культура. 2023. № 2 (72).- с. 33-44 (ВАК)
|
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=288003&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Филология и культура. Philology and Culture. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В статье представлены результаты сравнительного анализа лексической сложности учебных текстов, используемых в практике преподавания русского языка как иностранного. Размер корпуса исследования составляет около 0.5 млн. слов и равномерно распределен между шестью уровнями владения языком (А1-С2, Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным, далее - РГССУ). Алгоритм анализа был продемонстрирован на материале текстов уровня В2, для которых с помощью автоматических анализаторов RuLex (rulex.kpfu.ru) и RuLingva (rulingva.kpfu.ru) были рассчитаны значения 8 предикторов сложности: количество словоформ и лемм, длина предложения, длина слова, лексическое разнообразие (ЛР), терминологическая плотность, читабельность (MSIS) и частотность. На основании полученных метрик данных параметров было осуществлено сравнение сложности текстов уровня В2, продемонстрировавшее существенные различия всех параметров за исключением длины слова. Типичной для уровня В2 следует признать среднюю длину слова в 2.26 слога. Рост лексического разнообразия от уровня к уровню незначительный и находится в диапазоне 0.3 - 0.5. Рост сложности текстов по РКИ сопровождается увеличением терминологической плотности и ростом индекса читабельности. Поскольку текст по РКИ является важным источником лингвокультурной информации, полученные выводы могут быть полезны исследователям, разработчикам учебных и контрольно-измерительных материалов, а также преподавателям в процессе выбора учебного текста. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
Русский язык как иностранный |
ru_RU |
dc.subject |
лексическое разнообразие |
ru_RU |
dc.subject |
учебные тексты |
ru_RU |
dc.subject |
сложность текста |
ru_RU |
dc.subject |
предикторы сложности |
ru_RU |
dc.subject |
читабельность |
ru_RU |
dc.title |
Лексические предикторы сложности учебных текстов по русскому языку как иностранному |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|