Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2023 |
Язык | русский |
|
Prokhorov Aleksandr Oktyabrinovich, author
Chernov Albert Valentinovich, author
|
Bibliographic description in the original language |
Prokhorov, A. O., Chernov, A. V. (2023). Mentalnaya regulyaciya psikhicheskikh sostoyaniy studentov v povsednevnoy i napryazhennoy situaciyakh obucheniya. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 20(3), 48–65. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.3.3 |
Annotation |
Введение.Проблема регуляции психических состояний и поведения субъекта приобретает особую актуальность в современных условиях жизнедеятельности. Существующие на сегодняшний день подходы и концепции рассматривают, в первую очередь, индивидуальный стиль саморегуляции поведения, или же саморегуляцию функциональных состояний, как специфический вид деятельности субъекта. В разрабатываемой авторами концепции ментальной регуляции психических состояний центральное место занимают структуры сознания: смысловые, рефлексивные, репрезентативные и др. Функциональная организация структур сознания формируется в связи со спецификой комплексов, состоящих из ментальных структур (смысловых, рефлексивных и др.), состояний и операциональных средств регуляции. Методы. В исследовании приняли участие 132 студента (средний возраст – 19 лет), учащиеся 2 курса Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета. В повседневных (на лекциях) и в напряженных (на экзаменах) ситуациях учебной деятельности изучались интенсивность проявлений психических состояний и эффективность их саморегуляции со стороны ментальных структур. Ментальные структуры исследовались с помощью стандартизированных методик, а также с применением специально разработанных авторских анкет. Результаты. Выявлена ситуационная обусловленность эффективности ментальной регуляции психических состояний студентов. В повседневной ситуации ключевыми элементами функциональной регуляторной структуры выступают: рефлексия состояний, эмоциональная насыщенность жизни и принятие окружающими людьми. В свою очередь, в напряженной ситуации на передний план выходят: уверенность студентов в своих силах, удовлетворенность самореализацией и низкий уровень рефлексии прошлого опыта. Обсуждение результатов.Полученные результаты подтверждают основныеположения концепции ментальной регуляции психических состояний, обозначая значимую роль структур сознания (рефлексивных, смысловых, системы Я) в регуляции психических состояний студентов. Результаты также согласуются с исследованиями других авторов, занимающихся данной проблемой. |
Keywords |
повседневная ситуация, напряженная ситуация, психическое состояние, ментальная регуляция, эффективность регуляции, рефлексия, система Я, смысловые структуры |
The name of the journal |
Российский психологический журнал
|
URL |
https://rpj.ru.com/index.php/rpj |
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=287047&p_lang=2 |
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Prokhorov Aleksandr Oktyabrinovich |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Chernov Albert Valentinovich |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Прохоров, А. О., Чернов, А. В. (2023). Ментальная регуляция психических состояний студентов в повседневной и напряженной ситуациях обучения. Российский психологический журнал, 20(3), 48–65. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.3.3 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=287047&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Российский психологический журнал |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Введение.Проблема регуляции психических состояний и поведения субъекта приобретает особую актуальность в современных условиях жизнедеятельности. Существующие на сегодняшний день подходы и концепции рассматривают, в первую очередь, индивидуальный стиль саморегуляции поведения, или же саморегуляцию функциональных состояний, как специфический вид деятельности субъекта. В разрабатываемой авторами концепции ментальной регуляции психических состояний центральное место занимают структуры сознания: смысловые, рефлексивные, репрезентативные и др. Функциональная организация структур сознания формируется в связи со спецификой комплексов, состоящих из ментальных структур (смысловых, рефлексивных и др.), состояний и операциональных средств регуляции. Методы. В исследовании приняли участие 132 студента (средний возраст – 19 лет), учащиеся 2 курса Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета. В повседневных (на лекциях) и в напряженных (на экзаменах) ситуациях учебной деятельности изучались интенсивность проявлений психических состояний и эффективность их саморегуляции со стороны ментальных структур. Ментальные структуры исследовались с помощью стандартизированных методик, а также с применением специально разработанных авторских анкет. Результаты. Выявлена ситуационная обусловленность эффективности ментальной регуляции психических состояний студентов. В повседневной ситуации ключевыми элементами функциональной регуляторной структуры выступают: рефлексия состояний, эмоциональная насыщенность жизни и принятие окружающими людьми. В свою очередь, в напряженной ситуации на передний план выходят: уверенность студентов в своих силах, удовлетворенность самореализацией и низкий уровень рефлексии прошлого опыта. Обсуждение результатов.Полученные результаты подтверждают основныеположения концепции ментальной регуляции психических состояний, обозначая значимую роль структур сознания (рефлексивных, смысловых, системы Я) в регуляции психических состояний студентов. Результаты также согласуются с исследованиями других авторов, занимающихся данной проблемой. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
повседневная ситуация |
ru_RU |
dc.subject |
напряженная ситуация |
ru_RU |
dc.subject |
психическое состояние |
ru_RU |
dc.subject |
ментальная регуляция |
ru_RU |
dc.subject |
эффективность регуляции |
ru_RU |
dc.subject |
рефлексия |
ru_RU |
dc.subject |
система Я |
ru_RU |
dc.subject |
смысловые структуры |
ru_RU |
dc.title |
Ментальная регуляция психических состояний студентов в повседневной и напряженной ситуациях обучения |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|