Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2022 |
Язык | русский |
|
Ibragimov Gasanguseyn Ibragimovich, author
Ibragimova Elena Mikhaylovna, author
|
Bibliographic description in the original language |
Ibragimov G.I. Razvitie sposobnosti k kriticheskomu analizu nauchnykh dostizheniy v processe podgotovki aspirantov / G. I. Ibragimov, E. M. Ibragimova // Pedagogika. – 2022. - № 8. – S. 94-106. |
Annotation |
Развитие умений критически мыслить в современной парадигме является одной из ключевых миссий высшей школы и особенно в образовательных программах аспирантуры. Однако в реальной образовательной практике подготовки аспирантов имеет место недостаточное внимание решению задачи развития у обучающихся способности к критическому анализу современных научных достижений. Обостряется противоречие между объективной необходимостью развития у аспирантов всех направлений подготовки универсальной компетенции «способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений», с одной стороны и сложившейся образовательной практикой, ориентированной на формирование предметных знаний и умений – с другой стороны. Цель исследования: выявить и обосновать педагогические средства и условия развития у аспирантов способности к критическому анализу современных научных достижений в процессе изучения дисциплины «Педагогика высшей школы». Методы исследования: эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, опытно-экспериментальная работа); теоретические (анализ и синтез, обобщение, моделирование).
Результаты исследования. В статье обосновано, что выполнение аспирантами междисциплинарных аналитических проектов в процессе изучения дисциплины «Педагогика высшей школы» способствует развитию способности к критическому анализу современных научных достижений благодаря: а) повышению интереса обучающихся к изучению дисциплины за счет конвергенции учебного (педагогическая и профессионально-направленная тематика проекта) и исследовательского (самостоятельный поиск научных статей, их изучение и критическпй анализ, поиск аргументации и доказательств своей позиции и др.) контекстов; б) фактору публичной защиты результатов проекта в виде доклада и ответов на вопросы преподавателя и сокурсников. Дидактическими условиями, усиливающими возможности междисциплинарного аналитического проекта в развитии у аспирантов способности к критическому анализу являются: свободный выбор тематики проекта на основе учета индивидуальных потребностей обучающихся; задание четких требований к отбору научных статей; предварительное определение и ознакомление аспирантов с понятными и диагностируемыми критериями оценки проекта. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебно-методического обеспечения процесса развития у аспирантов способности к критическому анализу современных научных достижений в ходе изучения дисциплины «Педагогика высшей школы». Они также могут быть полезны: при изучении других дисциплин учебного плана подготовки аспирантов и магистров; в системе дополнительного профессионального образования в целях развития способности обучающихся и слушателей к критическому анализу современных научных достижений.
|
Keywords |
критическое мышление, способность к критическому анализу, педагогика высшей школы, технология развития способности к критическому анализу в процессе подготовки аспирантов |
The name of the journal |
Педагогика
|
On-line resource for training course |
http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/176390/St._2022_v_Pedagogiku_Ibragimov__Ibragimova__Statya__2022.pdf?sequence=1&isAllowed=y
|
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=283432&p_lang=2 |
Resource files | |
|
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Ibragimov Gasanguseyn Ibragimovich |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Ibragimova Elena Mikhaylovna |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2022 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Ибрагимов Г.И. Развитие способности к критическому анализу научных достижений в процессе подготовки аспирантов / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова // Педагогика. – 2022. - № 8. – С. 94-106. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=283432&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Педагогика |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Развитие умений критически мыслить в современной парадигме является одной из ключевых миссий высшей школы и особенно в образовательных программах аспирантуры. Однако в реальной образовательной практике подготовки аспирантов имеет место недостаточное внимание решению задачи развития у обучающихся способности к критическому анализу современных научных достижений. Обостряется противоречие между объективной необходимостью развития у аспирантов всех направлений подготовки универсальной компетенции «способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений», с одной стороны и сложившейся образовательной практикой, ориентированной на формирование предметных знаний и умений – с другой стороны. Цель исследования: выявить и обосновать педагогические средства и условия развития у аспирантов способности к критическому анализу современных научных достижений в процессе изучения дисциплины «Педагогика высшей школы». Методы исследования: эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, опытно-экспериментальная работа); теоретические (анализ и синтез, обобщение, моделирование).
Результаты исследования. В статье обосновано, что выполнение аспирантами междисциплинарных аналитических проектов в процессе изучения дисциплины «Педагогика высшей школы» способствует развитию способности к критическому анализу современных научных достижений благодаря: а) повышению интереса обучающихся к изучению дисциплины за счет конвергенции учебного (педагогическая и профессионально-направленная тематика проекта) и исследовательского (самостоятельный поиск научных статей, их изучение и критическпй анализ, поиск аргументации и доказательств своей позиции и др.) контекстов; б) фактору публичной защиты результатов проекта в виде доклада и ответов на вопросы преподавателя и сокурсников. Дидактическими условиями, усиливающими возможности междисциплинарного аналитического проекта в развитии у аспирантов способности к критическому анализу являются: свободный выбор тематики проекта на основе учета индивидуальных потребностей обучающихся; задание четких требований к отбору научных статей; предварительное определение и ознакомление аспирантов с понятными и диагностируемыми критериями оценки проекта. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебно-методического обеспечения процесса развития у аспирантов способности к критическому анализу современных научных достижений в ходе изучения дисциплины «Педагогика высшей школы». Они также могут быть полезны: при изучении других дисциплин учебного плана подготовки аспирантов и магистров; в системе дополнительного профессионального образования в целях развития способности обучающихся и слушателей к критическому анализу современных научных достижений.
|
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
критическое мышление |
ru_RU |
dc.subject |
способность к критическому анализу |
ru_RU |
dc.subject |
педагогика высшей школы |
ru_RU |
dc.subject |
технология развития способности к критическому анализу в процессе подготовки аспирантов |
ru_RU |
dc.title |
Развитие способности к критическому анализу научных достижений в процессе подготовки аспирантов |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|