Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К КРИТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2022
Языкрусский
  • Ibragimov Gasanguseyn Ibragimovich, author
  • Ibragimova Elena Mikhaylovna, author
  • Bibliographic description in the original language Ibragimov G.I. Razvitie sposobnosti k kriticheskomu analizu nauchnykh dostizheniy v processe podgotovki aspirantov / G. I. Ibragimov, E. M. Ibragimova // Pedagogika. – 2022. - № 8. – S. 94-106.
    Annotation Развитие умений критически мыслить в современной парадигме является одной из ключевых миссий высшей школы и особенно в образовательных программах аспирантуры. Однако в реальной образовательной практике подготовки аспирантов имеет место недостаточное внимание решению задачи развития у обучающихся способности к критическому анализу современных научных достижений. Обостряется противоречие между объективной необходимостью развития у аспирантов всех направлений подготовки универсальной компетенции «способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений», с одной стороны и сложившейся образовательной практикой, ориентированной на формирование предметных знаний и умений – с другой стороны. Цель исследования: выявить и обосновать педагогические средства и условия развития у аспирантов способности к критическому анализу современных научных достижений в процессе изучения дисциплины «Педагогика высшей школы». Методы исследования: эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, опытно-экспериментальная работа); теоретические (анализ и синтез, обобщение, моделирование). Результаты исследования. В статье обосновано, что выполнение аспирантами междисциплинарных аналитических проектов в процессе изучения дисциплины «Педагогика высшей школы» способствует развитию способности к критическому анализу современных научных достижений благодаря: а) повышению интереса обучающихся к изучению дисциплины за счет конвергенции учебного (педагогическая и профессионально-направленная тематика проекта) и исследовательского (самостоятельный поиск научных статей, их изучение и критическпй анализ, поиск аргументации и доказательств своей позиции и др.) контекстов; б) фактору публичной защиты результатов проекта в виде доклада и ответов на вопросы преподавателя и сокурсников. Дидактическими условиями, усиливающими возможности междисциплинарного аналитического проекта в развитии у аспирантов способности к критическому анализу являются: свободный выбор тематики проекта на основе учета индивидуальных потребностей обучающихся; задание четких требований к отбору научных статей; предварительное определение и ознакомление аспирантов с понятными и диагностируемыми критериями оценки проекта. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебно-методического обеспечения процесса развития у аспирантов способности к критическому анализу современных научных достижений в ходе изучения дисциплины «Педагогика высшей школы». Они также могут быть полезны: при изучении других дисциплин учебного плана подготовки аспирантов и магистров; в системе дополнительного профессионального образования в целях развития способности обучающихся и слушателей к критическому анализу современных научных достижений.
    Keywords критическое мышление, способность к критическому анализу, педагогика высшей школы, технология развития способности к критическому анализу в процессе подготовки аспирантов
    The name of the journal Педагогика
    On-line resource for training course http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/176390/St._2022_v_Pedagogiku_Ibragimov__Ibragimova__Statya__2022.pdf?sequence=1&isAllowed=y
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=283432&p_lang=2
    Resource files 
    File name Size (MB) Format  
    St._2022_v_Pedagogiku_Ibragimov__Ibragimova__Statya__2022.pdf 0,30 pdf show / download

    Full metadata record