Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2023 |
Язык | русский |
|
Sadykova Gulnara Vasilevna, author
Severyanov Oleg Ivanovich, author
|
Bibliographic description in the original language |
Sadykova G.V., Severyanov O.I. Distancionnoe obuchenie v epokhu pandemii: opyt rossiyskikh prepodavateley. Informatika i obrazovanie. 2023;38(1):72-82. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2023-38-1-72-82 |
Annotation |
Представленное исследование направлено на изучение опыта преподавателей российских вузов, приобретённого в период экстренного удаленного обучения в 2020-2021 гг. Актуальность работы обусловлена необходимостью корректировки траектории развития системы дистанционного образования на основе исследования массового опыта работы в электронной среде преподавателей, вынужденно перешедших на онлайн-формат во время пандемии. Новизна работы продиктована значительными пробелами в научной литературе в изучении, обобщении и осмыслении данного опыта.
В исследовании использовались количественные и качественные методы сбора и обработки данных. Преподаватели российских вузов (N=57) ответили на вопросы онлайн-опросника, целью которого было выявить преимущества и недостатки дистанционной формы обучения. В целях выявления наиболее распространенных ключевых тем, использовались методы корпусной лингвистики, позволившие выделить частотные слова, используемые респондентами для описания своего положительного и отрицательного опыта. Ответы на открытые вопросы также были подвержены контекстуальному и контент-анализу.
Среди наиболее существенных положительных сторон онлайн-формата респонденты выделили: экономию времени на дорогу, расширение репертуара педагогических стратегий и доступа к наглядным методам представления информации за счет технических возможностей онлайн-платформ, вовлечение в активное общение обычно молчаливых студентов, безопасность коммуникации в период распространения вирусной инфекции, постоянный доступ студентов к информационным ресурсам. К недостаткам дистанционного обучения респонденты отнесли: ухудшение уровня взаимодействия со студентами при отсутствии личного и/или визуального контакта, технические проблемы со связью, трудоемкость, сложность развития практических навыков, трудности эффективного контроля знаний и состояния студентов, снижение мотивации у студентов, а также проблемы со здоровьем.
|
Keywords |
дистанционное обучение, онлайн-обучение, пандемия, COVID-19, вуз, преподаватели |
The name of the journal |
Информатика и образование
|
URL |
https://info.infojournal.ru/jour/article/view/923 |
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=280680&p_lang=2 |
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Sadykova Gulnara Vasilevna |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Severyanov Oleg Ivanovich |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2023-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2023 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Садыкова Г.В., Северьянов О.И. Дистанционное обучение в эпоху пандемии: опыт российских преподавателей. Информатика и образование. 2023;38(1):72-82. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2023-38-1-72-82 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=280680&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Информатика и образование |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Представленное исследование направлено на изучение опыта преподавателей российских вузов, приобретённого в период экстренного удаленного обучения в 2020-2021 гг. Актуальность работы обусловлена необходимостью корректировки траектории развития системы дистанционного образования на основе исследования массового опыта работы в электронной среде преподавателей, вынужденно перешедших на онлайн-формат во время пандемии. Новизна работы продиктована значительными пробелами в научной литературе в изучении, обобщении и осмыслении данного опыта.
В исследовании использовались количественные и качественные методы сбора и обработки данных. Преподаватели российских вузов (N=57) ответили на вопросы онлайн-опросника, целью которого было выявить преимущества и недостатки дистанционной формы обучения. В целях выявления наиболее распространенных ключевых тем, использовались методы корпусной лингвистики, позволившие выделить частотные слова, используемые респондентами для описания своего положительного и отрицательного опыта. Ответы на открытые вопросы также были подвержены контекстуальному и контент-анализу.
Среди наиболее существенных положительных сторон онлайн-формата респонденты выделили: экономию времени на дорогу, расширение репертуара педагогических стратегий и доступа к наглядным методам представления информации за счет технических возможностей онлайн-платформ, вовлечение в активное общение обычно молчаливых студентов, безопасность коммуникации в период распространения вирусной инфекции, постоянный доступ студентов к информационным ресурсам. К недостаткам дистанционного обучения респонденты отнесли: ухудшение уровня взаимодействия со студентами при отсутствии личного и/или визуального контакта, технические проблемы со связью, трудоемкость, сложность развития практических навыков, трудности эффективного контроля знаний и состояния студентов, снижение мотивации у студентов, а также проблемы со здоровьем.
|
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
дистанционное обучение |
ru_RU |
dc.subject |
онлайн-обучение |
ru_RU |
dc.subject |
пандемия |
ru_RU |
dc.subject |
COVID-19 |
ru_RU |
dc.subject |
вуз |
ru_RU |
dc.subject |
преподаватели |
ru_RU |
dc.title |
Дистанционное обучение в эпоху пандемии: опыт российских преподавателей. |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|