Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ СЕТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РОССИИ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2022
Языкрусский
  • Egorov Dmitriy Olegovich, author
  • Nikolaev Roman Sergeevich, author
  • Bibliographic description in the original language Egorov, D.O., Nikolaev R.S. Osnovnye etapy, napravleniya i faktory reformirovaniya shkolnoy seti v selskoy mestnosti Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5: Geografiya. – 2022. – № 4. – S. 64-78.
    Annotation В статье анализируются процессы сокращения количества и реорганизации школ в сельской местности России за период с 1970-х по 2019 г. Было выделено два крупных периода сокращений: советский (начало 1960-х - конец 1970-х гг.), связанный с программами «плановых» преобразований расселения в сельской местности, и российский (с середины 2000-х гг. по настоящее время), начавшийся с принятия Приказа «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности». Показаны количественные характеристики процесса закрытия школ РСФСР и России. Проведенный значительный анализ государственных документов, правовых актов и приказов показывает их доминирующую роль в определении направлений и территориальных проекций проводимых преобразований школьной сети. Для российского этапа проведен анализ взаимосвязи динамики реорганизации школ и характеристик сельского расселения (по показателю средней людности сельских населенных пунктов). В 2002-2019 гг. наиболее интенсивная реорганизация школ (сокращение количества от -83% до -40%) отмечена в наиболее малоселенных регионах европейского центра, северо-запада и Поволжья. Относительно стабильная сеть сел европейского юга и очаговый характер расположения населенных пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке способствовали относительно более умеренным темпам реорганизации на этих территориях. В целом проведенное исследование показало соответствие проводимых оптимизационных решений и условий расселения, однако есть и видимые отклонения. Отмечается, что существующая статистика завышает картину происходящих ликвидаций образовательных учреждений на современном этапе, поскольку часть школ перестает учитываться после преобразования в филиал основной школы (процесс реорганизации). Расчеты автора показывают, что после формального завершения действия программы реструктуризации школ в 2010 г. администрации муниципальных образований большинства регионов были вынуждены продолжить сокращение и / или реорганизацию сети школ. В качестве осложняющих функционирование малокомплектных школ на этот раз выступили факторы «подушевого финансирования» образовательных учреждений и мероприятия по реализации государственной социальной политики (в частности уровень оплаты труда учителей).
    Keywords сельская местность, малокомплектная школа, малочисленная школа, реорганизация, реструктуризация, ликвидация школ, депопуляция
    The name of the journal Вестник Московского университета. Серия 5. География
    On-line resource for training course http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/173114/Osnovnye_etapy__napravleniya_i_faktory_reformirovaniya_shkolnoj_seti_v_selskoj_mestnosti_Rossii.pdf?sequence=1&isAllowed=y
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=270084&p_lang=2
    Resource files 
    File name Size (MB) Format  
    Osnovnye_etapy__napravleniya_i_faktory_reformirovaniya_shkolnoj_seti_v_selskoj_mestnosti_Rossii.pdf 2,84 pdf show / download

    Full metadata record