Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2022 |
Язык | русский |
|
Gabdulkhakov Valeryan Faritovich, author
|
Bibliographic description in the original language |
Gabdulkhakov V.F., Egorova Z.R., Pavlova L.D., Zinnurova A.F., Volodin S.A. STORITELLING I PSIKhOLOGO-PEDAGOGIChESKIE USLOVIYa POVYShENIYa EFFEKTIVNOSTI LEKCIONNOY RABOTY // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2022. – № 4; – doi: 10.17513/spno.31890 URL: https://science-education.ru/article/view?id=31890 (data obrashheniya: 21.07.2022). |
Annotation |
Цель статьи – определить психолого-педагогические условия повышения эффективности лекционной работы преподавателя вуза. Лекционная работа при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла в условиях дистанционного взаимодействия резко потеряла свою эффективность. Исследование проводилось на материале таких дисциплин, как детская практическая психология, дошкольная педагогика, теория и методика развития речи и др. В ходе наблюдений было установлено, что применяемый на лекциях видеоряд (презентации, промовидео, видеофрагменты, видеоролики), несмотря на внешний эффект и заметный интерес аудитории, не всегда отражает суть основного содержания лекции, то есть недостаточно влияет на освоение необходимых знаний, умений, навыков, на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Инновационной формой в условиях дистанционного образования стала схема сторителлинга (рассказывания). Композиционная схема лекции обычно имеет три части: вступление (проблему), основную часть (раскрытие проблемы), заключение (выводы). Схема рассказа отличается от схемы лекции и имеет четыре части: завязку действия, развитие действия, кульминацию, развязку действия (и иногда мораль). Рассказ, фиксирующий внимание на действиях, является более увлекательной формой и воспринимается студентами лучше, чем традиционная лекция. Эксперименты показали, что после таких лекций студенты на экзамене набирали в среднем 80-90 баллов, после традиционных – 40-50 баллов. Сторителлинг (рассказ) в общих чертах отражает структуру деятельности, которая обычно имеет такие фазы, как: мотивация, анализ и упреждающий синтез, экстериоризация и интериоризация. Проведенное на базе Казанского федерального университета исследование показало, что схема сторителлинга становится достаточно эффективной, когда в образовательной практике реализуются следующие психолого-педагогические условия: 1) завязка действия синхронизируется с мотивацией; 2) развитие действия с анализом и упреждающим синтезом; 3) кульминация рассказа с коммуникативным ядром (с экстериоризацией – переводом внутренних действий во внешние, то есть с активным говорением); 4) развязка действия с интериоризацией (с трансформацией результатов обсуждения лекции в мысли, мораль, личностную позицию). |
Keywords |
сторителлинг, лекция, рассказ, цифровое образование, вуз, студент, преподаватель, деятельность, психолого-педагогические условия. |
The name of the journal |
Современные проблем науки и образования
|
URL |
https://science-education.ru/article/view?id=31890 |
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=268621&p_lang=2 |
Resource files | |
|
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Gabdulkhakov Valeryan Faritovich |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2022 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Габдулхаков В.Ф., Егорова З.Р., Павлова Л.Д., Зиннурова А.Ф., Володин С.А. СТОРИТЕЛЛИНГ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4; – doi: 10.17513/spno.31890 URL: https://science-education.ru/article/view?id=31890 (дата обращения: 21.07.2022). |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=268621&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Современные проблем науки и образования |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Цель статьи – определить психолого-педагогические условия повышения эффективности лекционной работы преподавателя вуза. Лекционная работа при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла в условиях дистанционного взаимодействия резко потеряла свою эффективность. Исследование проводилось на материале таких дисциплин, как детская практическая психология, дошкольная педагогика, теория и методика развития речи и др. В ходе наблюдений было установлено, что применяемый на лекциях видеоряд (презентации, промовидео, видеофрагменты, видеоролики), несмотря на внешний эффект и заметный интерес аудитории, не всегда отражает суть основного содержания лекции, то есть недостаточно влияет на освоение необходимых знаний, умений, навыков, на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Инновационной формой в условиях дистанционного образования стала схема сторителлинга (рассказывания). Композиционная схема лекции обычно имеет три части: вступление (проблему), основную часть (раскрытие проблемы), заключение (выводы). Схема рассказа отличается от схемы лекции и имеет четыре части: завязку действия, развитие действия, кульминацию, развязку действия (и иногда мораль). Рассказ, фиксирующий внимание на действиях, является более увлекательной формой и воспринимается студентами лучше, чем традиционная лекция. Эксперименты показали, что после таких лекций студенты на экзамене набирали в среднем 80-90 баллов, после традиционных – 40-50 баллов. Сторителлинг (рассказ) в общих чертах отражает структуру деятельности, которая обычно имеет такие фазы, как: мотивация, анализ и упреждающий синтез, экстериоризация и интериоризация. Проведенное на базе Казанского федерального университета исследование показало, что схема сторителлинга становится достаточно эффективной, когда в образовательной практике реализуются следующие психолого-педагогические условия: 1) завязка действия синхронизируется с мотивацией; 2) развитие действия с анализом и упреждающим синтезом; 3) кульминация рассказа с коммуникативным ядром (с экстериоризацией – переводом внутренних действий во внешние, то есть с активным говорением); 4) развязка действия с интериоризацией (с трансформацией результатов обсуждения лекции в мысли, мораль, личностную позицию). |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
сторителлинг |
ru_RU |
dc.subject |
лекция |
ru_RU |
dc.subject |
рассказ |
ru_RU |
dc.subject |
цифровое образование |
ru_RU |
dc.subject |
вуз |
ru_RU |
dc.subject |
студент |
ru_RU |
dc.subject |
преподаватель |
ru_RU |
dc.subject |
деятельность |
ru_RU |
dc.subject |
психолого-педагогические условия. |
ru_RU |
dc.title |
Габдулхаков В.Ф., Егорова З.Р., Павлова Л.Д., Зиннурова А.Ф., Володин С.А. СТОРИТЕЛЛИНГ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4; – doi: 10.17513/spno.31890 URL: https://science-education.ru/article/view?id=31890 (дата обращения: 21.07.2022). |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|