Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ДИНАМИКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ: ЕСТЬ ЛИ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ?
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2020
Языкрусский
  • Lebedeva Nataliya Vladimirovna, author
  • Vilkova Kseniya Aleksandrovna, author
  • Bibliographic description in the original language Vilkova, K., & Lebedeva, N. (2020). Dinamika akademicheskoy motivacii v universitete: est li gendernye razlichiya?. Psikhologicheskie issledovaniya, 13(74).
    Annotation Мотивационные убеждения личности определяют как образовательную, так и карьерную траекторию. При этом исследования показывают, что характер академической мотивации различается у юношей и девушек. Однако вопрос о динамике академической мотивации в разрезе пола студентов все еще остается открытым. В данной работе мы ставим себе цель оценить изменения в академической мотивации студентов в зависимости от пола, опираясь на теорию самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Для этого мы используем данные лонгитюдного исследования, в котором приняли участие студенты одного научно-исследовательского университета России (N = 294, 63% – девушки). Студенты заполнили две анкеты – на первом и на четвертом году обучения в бакалавриате. Согласно результатам нашего исследования, и юноши, и девушки имели одинаковый уровень внутренней академической мотивации как в начале, так и в конце обучения. Однако мы нашли значимые различия по полу во внешней академической мотивации. Эти учебные мотивы более выражены у девушек, нежели у студентов мужского пола. При этом гендерные различия в интроецированной мотивации наблюдаются на протяжении всего периода обучения в университете. В то же время если на первом году обучения девушки более склонны к проявлению экстернальных мотивов, то к концу обучения гендерные различия исчезают. Таким образом, девушки более склонны связывать учебную деятельность с подчинением требованиям семьи и преподавателей, а также следовать ожиданиям социума.
    Keywords академическая мотивация, теория самодетерминации, гендерные различия, лонгитюдный дизайн
    The name of the journal Психологические исследования (электронный журнал)
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=267966&p_lang=2

    Full metadata record